Сибирские огни, 1986, № 9

— К онечно, читайте, — Е лизавета К он ­ стантиновна охотн о п одд ер ж ал а мое п редл ож ени е. Я начал читать, ни на минуту не за бы ­ вая, что говорю с тя ж ел о больным чело­ веком , к оторого нельзя утомлять долгим разговором . Н о Е лизавета К онстантиновна о б л адал а и редким талантом елѵшател" — я д а ж е по телеф он у чувствовал: н адо чи­ тать дальш е. Е лизавета К онстантиновна тут ж е вы­ сказы вала свое мнение о прочитанном стихотворении и просила: — Н у, ещ е одно... Я т о ж е увлекся, предлагал послуш ать стихи несколько др угого плана («Вы не очень устали?» — «Н ет, не г, читайте дал ь­ ш е» .), и в конце концов прочел д а ж е весь свой многостраничный отзыв о р у­ кописи м ол одого поэта. Н а д о ли говорить, как я обрадовался том у, что Е лизавета К онстантиновна согласилась с моей оценкой стихов. Н о вспомнил об этой истории я по д р у ­ гой причине. В сю рукопись я прочел д важ ды , а отдельны е стихи — много раз, а Е ли завете К онстантиновне ни о дн о сти­ хотворен и е не повторял, поскольку она об этом не просила. Д обав лю , что, стремясь проверить объективность м оих оценок, я н ар яду со стихами, которы е считал луч­ шими, вы бирал и спорные. И все время п ораж ал ся — как точно улавливала она (на слух! В таком с о ­ стоянии!) м ассу тонкостей; многие из них доходи л и д о меня после неоднократного перечитывания, а она их, что назы вается, хватал а на лету! К ак тут не поразиться такой удивительной безош ибочности п оэ­ тического слуха! А. Т. Т вардовск ом у прин адлеж и т а ф о ­ ристическая ф ормула: Вот стихи — а все понятно, Все на русском языке. П р и вож у эти строки потом у, что Е л и за­ вета К онстантиновна обл адал а редким д а ­ ром возвращ ать сл ову его первозданную суть, его свеж есть, его исконный смысл, который подчас стирался от частого употребления. О на не боялась обычных слов — но каким глубоким смы слом напол­ нялись в строках ее стихов »эти слова. Я не боюсь обыкновенных слов, Пусть даже речь о необыкновенном: Я не боюсь назвать любовь — нетленной, Сказать, что век наш —■ грозен и суров. О доме говорю — родим ы й кров, А по ночам — любуюсь лунны м ликом , И родину свою зову — великой. Я не боюсь обыкновенных слов. Так обыкновенными словам и умела Е. С тю арт выразить самы е разны е сто р о ­ ны действительности. Свою лю бовь к сок ровенном у смы слу и чувству просты х, «обы кновенны х» слов она б у д т о подкрепляла лю бовью к п ро­ стым дел ам . Н о глубок о ош ибется тот, кто посчитает, что эти «просты е дел а» — сам оцель, что за их видимой п ростотой и бы товой обы денностью нет глубинного содерж ан и я, в котором -то и скрыто сам ое главное — их душ евная наполненность. П оэзия просты х дел осмы сляется не толь­ ко как прославление труда и торж еств о разум а, но и как человеческая доб р о та и, в конечном итоге, настоящ ее, достой н ое лю дей счастье. Такая высокая ф илософ ия ж ивет в просты х д ел а х , о которы х ск а за ­ но обыкновенными словам и — но ск азан о П оэтом : Что за чудо — простые дела: Вымыть пол иль почистить картошку! Вот до блеска протерто окошко, Вот в руке замелькала игла... Что за чудо — простые слова: «Помогу», «поддержу», «пожалею»... Этим даром не каждый владеет — Доброта не во всяком жива. Что за чудо — снега и дожди, Разнотравья зеленое буйство!.. Потрудись. Помоги. Залюбуйся. Вот и счастье! Другого не жди. О днак о при этой беззаветн ой лю бви к обыкновенным словам и простым дел ам Е лизавета К онстантиновна могла восхи­ щ аться стихами весьма усл ож н ен ной ф о р ­ мы, с цепью причудливо соединенны х ассоциативной связью обр азов ,— конеч­ но, при условии, что за этой слож н остью бы ло и гл убок ое содерж ан и е. Н о сам а она писала на редкость просто. В к аж дом ее стихотворении торж ествовал а эта п ро­ стота, причем д а ж е в случаях, к огда речь шла о понятиях архислож ны х; т р у д н о д о ­ ступны х для и злож ен ия и понимания. Вспомним ее стихи о поэзии, об и скус­ стве, в которы х она размыш ляет о с о ­ держ ан и и и ф орм е, о дол ге поэта перед народом и временем, о н еобходим ости учиться у природы «секретам м астерства»: Природа — просто мастер на детали. И в этом совершенство мастерства. О бязы вающ е и заглавие этого сти хотво­ рения — «М астерство». К огда человек уходи т из ж изни, о нем говорят порой: «Е го не стало». О Е лизавете К онстантиновне так ск а­ зать нельзя. Е е нет среди нас, но она осталась с нами — живым • обр азом чело­ века и поэта, откликавш егося на все, чем ж ил народ, светлой памятью среди ж и в у­ щих, живыми строками своих стихов. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2