Сибирские огни, 1986, № 9

ров отправилась в составе делегации т р у ­ ж еников города и села на фронт, д а не к уда-н и будь, а на Северный военный флот, в Зап олярье. Было просто н евозм ож н о представить там ее — маленькую , хрупкую , истощ енную военным пайком, уставш ую от забот (д а и стихов) п оэтессу... Н о верну­ лась она оттуда если уж не бывалым «военкором », то настоящ им , м уж ественным строевым поэтом -воином , уверенным в к о­ нечной П о б ед е наш ей н ад заклятым вра­ гом. И это у ж е вскоре наш ло страстное и п равди вое х удож еств ен н ое вы раж ение в ее по-н астоящ ем у ф ронтовы х севером ор­ ских, д а и «тыловы х», сибирских, сти хах о своих героических зем ляках, особен н о — о сол датк ах и вдовах, м атерях, невестах и д оч ер я х советских воинов: ...Мы научились хоронить Друзей, не плача в миг разлуки, И гнев сумели закалить В огне неповторимой муки... Мы научились не слабеть, Когда томят и грусть, и усталь... Но мы должны еще суметь Особым овладеть искусством: Постигнуть, в горе, не сгорев, Вновь через все, что пережито, И песню птицы на заре И прелесть почки нераскрытой. Н аверно, тогда, ещ е только на перелом е войны и в первы х п роблесках П обеды , в «огне неповторим ой муки» некоторым чи­ тателям м огло показаться чересчур уж утонченным, д а ж е надум анным такое оп ­ редел ени е счастья мирного бытия: «песня птицы на зар е и прелесть почки н ерас­ крытой». Н о так мог п одум ать и сказать лишь поэт, всем своим сущ еством чувству­ ющий, вм есте с человеческими п ер еж и ва­ ниями, и родную п рироду, ж а ж д у мира и расцвета на зем ле, освобож ден н ой от у ж а ­ сов и разруш ений войны. И эти стихи, по сущ еству, составили лейтмотив военной ли ­ рики Е . С тю арт. Они ж е дали и удиви ­ тельное, солнечно-мирное для военного вре­ мени, заглави е ее первой «взрослой», воен­ ной лирической книге — «Г орода б у д у щ е­ го», выш едш ей в 1943 году в Н овосиби р­ ске. Я и сейчас помню, какое сильное впе­ чатление произвела подаренная мне эта маленькая, .очень скромно по военному времени оф орм ленная, книга. И вот в одной из телевизионны х пере­ дач, посвящ енны х 40-летию Великой П о б е­ ды , напомнил о «Г ор одах будущ его» л и те: ратурный критик Юлий М остков. Д ум аю , не одн ого меня эта телепередача п о-н а­ стоящ ем у взволновала и н адолго зап ом ­ нилась. М еня она заставила как бы заново переж ить и д а ж е почувствовать какую -то свою к этим стихам причастность, я при­ помнил, что в д ек абр е того ж е 1943 .года одноврем енно, с весьма солидными реком ендациями видных советских п исате­ лей Е л изавета С тю арт и я (у ж е по пути на 2-й П рибалтийский ф ронт, в гвардейское соединение сибирских добровольц ев, куда мне удал ось наконец добиться направления в качестве военного ж урн ал иста) были приняты в члены С ою за советских писате­ лей. Т аком у восприятию «Г ородов будущ его», наверно, сп особствовал о и то, что н екото­ ры е стихотворения из этого издания !вошли 168 и во вторую книж ку военной лирики Ели­ заветы Стю арт — «В тор ое рож ден и е», вы­ ш едш ую в 1945 го ду . К появлению ее в свет я у ж е имел н епосредствен ное отнош е­ ние: вернувш ись с ф ронта, но ещ е н ахо­ дясь на военной сл у ж б е все в той ж е «К расноарм ейской звезде», я был назначен редактором этой книги. М аленькая, скромно оф орм ленная, но цельная по чув­ ству и мысли, свободн ая от гром огласной «победной» патетики и риторики, книж еч­ ка была тепло встречена широким читате­ лем , получила, за немногими исклю чения­ ми, одобрительны е отзывы в местной и центральной печати, была «зам ечена» м ос­ ковской литературной критикой. О т­ мечалась глубина и искренность осн ов­ ной лирической интонации, чистота и ясность обр азов и формы стиха, зр ел ое м астерство поэта, ср азу за ­ нявш его видное м есто если у ж е не в воен­ ной и послевоенной советской поэзии в ц е­ лом , то хотя бы среди так назы ваемы х «периф ерийны х» стихотворцев... И вот я д е р ж у в руках, к невы разимой своей р адости, сохранивш ийся в моей б и б ­ л иотеке подаренны й мне автором экземпляр этой для меня драгоц ен ной книжечки — ровесницы В еликой П обеды . И с волнени­ ем перечитываю собственноручную и столь харак терн ую для поэтической (д а и р а з­ говорной) интонации Елизаветы К онстанти­ новны авторскую надпись на обор оте о б ­ л ож к и книги: Ч то ж , одн о это, полное сам оиронии, п о­ л угрустн ое сопоставлен ие себя с великим Гейне, п о-м оем у, говорит о вы соте и прин­ ципиальности требований и измерений, к а ­ кие Е л изавета С тю арт предъявляла у ж е т огда к себе и своим стихам !.. В спом иная ныне свои ранние и весьма скромны е редакторск и е и прочие «заслуги» и «удаЧи» на л итературном поприщ е, д о л ­ ж ен честно и объективно признать, что см о­ л о ду всегда отчетливо сознавал очевидное п ревосходство и старш инство н езаур я дн о­ го лирического дарован и я, поэтической ин­ дивидуальности и тонкого м астерства Е ли­ заветы К онстантиновны н а д собой и свои ­ ми сочинениями. А их я частенько отдавал на ее первый и взыскательный су д , всегда прислуш ивался и старался следовать ее у м ­ ным и нелицеприятным, трудн о оспоримым зам ечаниям и советам . О добр ом ж е и др уж еск ом ' отнош ении Елизаветы К онстантиновны ко мне, б л а го ­ творном , всегда строго объективном и взы ­ скательном ее влиянии на мою л итератур­ ную работу, п о-ж енски чуткой и щ едрой готовности если не прям о помочь, то о т­ крыто, иногда вопреки общ ем у сл ож и вш ем у­ ся мнению, выразить свое сочувствие и уча­ стие в трудн ую минуту м ож н о бы расск а­ зать ещ е нем ало, начиная, допустим , с н е­ многочисленны х писем, теплых, д р уж еск и х Дни и ночи сочиняя. Не добыл себе добра я; В сладких звуках растекался И ни с чем, увы, остался. У меня явно есть общее с Гейне! Саше на память — ЗО.ѴИ -45. Г. ГЕЙНЕ. Е. СТЮАРТ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2