Сибирские огни, 1986, № 9

то ни стало. У интеллигентного человека совесть п ер ед сам им собою всегда чиста...» П о тону зам ечаний, которы е Е л и завета К онстантиновна д ел а л а во время м оего р а сск а за и которы е мне теперь трудн о точно воспрои звести , я поняла, что она полностью сол идари зи руется с тем, что ск азал А стаф ьев: ей импонир^Ьт вы ска­ зан н ое им предпочтение обострен ного н равственного чувства п еред о б р а зо в а н ­ ным р азум ом , с упоминания о котором обы чно и начинаю т говорить об интелли­ гентном человеке и о чем А стаф ьев, види ­ м о, не б ез умы сла л укаво словно бы за ­ был: ведь если у н ас д авн о нет деф ицита образов ан и я , то все ещ е остается деф ицит д о л га , п орядочности, правдивости... Н е м ен ее сочувственно она отнеслась и к том у, что на вопрос: «М ож ет ли быть писателем благополучны й человек?» — А стаф ьев ответил резк о отрицательно: не м о ж ет і П ри этом он зам етил, что раньш е обычно спраш ивали: «М ож ет ли быть п исателем п лохой человек?» Теперь — го­ ворят о бл агополучном . Ф орм улировка эволю ци он изировала. И в новом звучании ее А стаф ьев увидел вы раж ение нравствен­ ной оценки читателем «благополучны х», увлеченны х материальными благами, о з а ­ боченны х не дел ом , а престиж ем ... П р ед у га д а ть реакцию Елизаветы К онс­ тантиновны на этот эп и зод встречи было не тр удн о. С ам а-то она ни по каким статьям не п опадал а в категорию «бл аго­ получны х» и св ое отнош ение к п роблем е д а в н о оп редели ла в стихах: Быть поэтом нелегкое право Я сама отстояла себе. Ии чинов, ни богатства, ни славы — Вот и славно! Спасибо судьбе!.. В одн ом из стихотворений Е лизавета С тю арт сл овн о вздохн ул а: «От ж изни х о ­ чется... н е славы , неті Н о чтоб тянулся к сер д ц у светлый сл ед п ростого п о н и м ан и я . лю дск ого». П о д о б н ую мысль он а о д н аж ды вы ска­ зал а и в письме: «Н е слава мне н уж н а, а п оддерж и в аю щ ая мысль о том, что есть в сти хах что-то настоящ ее, что ж и л а на св ете н едаром » (1 8 марта 1980 г .). А в н оябре 1983 года, к огда Е лизавета К онстантиновна у ж е бы ла тя ж ел о бол ь­ на, в очередном письме она упом янула о появлении в ' центральной периодике д вух бл агож елател ьны х откликов на ее стихи. С ообщ ен и е заверш ала грустная реплика: «Е сли бы это п роизош ло лет на пятьдесят раньш е, я бы этом у р адовал ась!» В и деть «светлый сл ед простого поним а­ ния лю дск ого» — вот что ей было о со ­ бенно важ н о, к огда ш ла речь о су д ь б е стихов л ю бого п оэта, честно р аботаю щ его в литературе. К ак-то в наш ей переписке заш л а речь о п оэтах, не вернувш ихся с войны... «Н а ­ д о помнить лю дей с талан том ,— писала Е л и завета К онстантиновна,— тем бол ее не развернувш им ся в п олную силу и з-за гибели человека на войне. Х вала и честь этим ю нош ам , ещ е неокрепш ий гол ос к о­ торы х п р ои зн ес такие весомы е сл ова и не др огн ул от сл абости». С ам а Е л и завета К онстантиновна никог­ д а не скупилась на «п оддерж и ваю щ ую мы сль» по отнош ению к своим собратьям 162 по перу. О на не р а з п одсл уш ал а в себе и тонко п ередала на язы ке поэзии «м гновение это, к огда, утолиться спеш а, в волненье д р у го го поэта м оя загляди тся душ а...» И в р а зго в о р а х и в п исьм ах Е л и завета К онстантиновна не р а з возвр ащ ал ась к мысли о том , как в аж н о, аргум ен ти рован ­ но отм етив достои н ств а и н едостатки, п о дд ер ж а т ь п оэта в начале пути. О днак о, всегда стрем ясь помочь м ол од ом у ростку дарован и я укрепиться, он а при этом была неизм енно требовательна и беск ом п р ом и сс­ на в оценках. О дн аж ды я ей п осл ал а д в е тоненькие книж ки м ол одого п оэта А лексея К о зл о в ­ ского, ж ивущ его в К расноярск ом крае, поэтический д ебю т к оторого многим у нас показался интересным . Е л и завета К он с­ тантиновна тотчас откликнулась: «С разу ж е прочитала А лексея К о зл о в ­ ского. П рироду он чувствует, поним ает хорош о, тонк о пиш ет о ней, но этого м ал о дл я п оэта. Н е м о ж ет ж е он не чув­ ствовать, что не только п рироде, но и всей п ланете грозит слиш ком многое. А у него: «Н езам етн о обл етает рыж ий- рыж ий календарь». Он пиш ет: « И з-за к аж д ой н ахм уренной елки н асторож ен н о звери сл едят...» Если бы только звери! Н о и ядерны е ракеты — т о ж е. Д о л ж е н он это поним ать, и, значит, тревога д о л ­ ж н а проникать в его стихи, а они слиш ­ ком идилличны. А ведь он м н огое м ож ет, он — п оэт н есом ненно одаренны й». П исьм о бы ло дати р ов ан о 16 ок тябрем 1980 года. У ж е п осле см ерти Е лизаветы К он стан ­ тиновны я у зн а л а , что ёе стихотворен ие, гд е возникает тревож ны й параллелизм : « Н а д о мной прозрачны й сон ветвей. Н а д о мной десятки тонн троти ла»,— бы ло н а­ писано в том ж е, 1980 году, м о ж ет быть, как р а з в те дни , к огда он а прочитала стихи Алеш и К озловск ого... К А нне А хм атовой он а относил ась б л а ­ гоговейно. П ортрет Анны А ндреевны , — автолитограф ия М . В. Л ян гл ебен а — висел на стен е рабочей комнаты С тю арт. О д н а ж ­ ды на В тором съ е зд е писателей С СС Р их м еста ок азали сь почти рядом , но Е л изавета К онстантиновна «не осм елилась», как он а п ризнавалась, расск азы вая этот эп и ­ зо д , заговорить с лю бим ой п оэтессой . С творчеством Анны А хм атовой она позн аком илась очень ран о (лет четы рн ад­ цати) и дел и л а, как сам а говори ла, ж и зн ь «до зн ак ом ства с А хм атовой и п осле», но несколько н едоум ев ал а, к огда пиш ущ ие о ее собственном творчестве говорили о вли­ янии на н его ахм атовск ой манеры письма. В чем? Я как-то зам етил а, что в иж у эту р о д ст ­ венность в твердости достои н ства и б л а ­ городстве п реодол ен ия страдани я. «Т вердость достоин ства? — удиви лась она и тихо возрази ла: — Э то сам о защ и ­ т а ! — И, помолчав, добави л а: — А б ез п реодоления не м о ж ет быть поэта!» В и дим о, п р о д о л ж а я тем у состоявш егося р азговор а, он а чуть п о зж е писала: «А все- таки учителем , истоком м ои х стихов был Бунин, а не А хм атов а, к оторую б езгр а ­ нично лю блю и ценю . Н о его я прочла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2