Сибирские огни, 1986, № 9

В 1933 го ду был объявлен Всесою зны й конкурс на реш ение архитектурного образа здан ия Д Н К , в котором , кроме архи тек то­ ров М осквы , приняли активное участие и новосибирские архитекторы В. М . Тейтель, И . А . Б урлаков, ср азу ж е включились в конкурс Б. А . Г ордеев, С. П. Тургенев, Н . М . Ф укин, Б. И . А лексеев, В. А . Д о б ­ ролю бов. В резул ьтате на конкурсе был признан лучш им проект архитектора Б. А. Г ор деева, с присуж дени ем 1-й премии. К онкурсный проект реконструкций Д Н К п о д театр Б. А . Г ордеева утверж дается в 1934 году. С р азу ж е в 1934 г. Б орис Александрович ед ет в М оскву, где во 2-й мастерской М ос­ совета под руководством архитектора В. С. Биркенберга работает н ад чертеж ам и р а б о ­ чего проекта театра. Д орабаты вали сь рабочие чертеж и н а р у ж ­ ного и внутреннего оф орм ления здания у ж е в Н овосибирске. К началу 1941 г. заверш ались многие строительны е и отделочны е работы , но В е­ ликая О течественная война прервала р а б о ­ ты. И только в конце 1942 г. по реш ению правительства эти работы были возобн овл е­ ны, главным обр азом , по внутренней о т д ел ­ ке помещ ений, оборудован ию зрительного зал а, сцены, эл ек трооборудованию . С троите­ ли с эксплуатационникам и готовили здан ие к откры тию, а артисты и музыканты вели репетиции. Н аконец, 12 мая 1945 года со сцены п ро­ звучала первая опера, это была опера М . И . Глинки «И ван Сусанин». В эти ж е годы , к огда разрабаты валась идея постройки и велось проектирование Д о м а науки и культуры , возникла не менее гран ди озн ая идея — строительство Н овоси ­ бирского главного ж ел езн од ор ож н ого вок­ зал а. З д ан и е Н овосибирского главного ж е л е з­ н одор ож н ого вокзала строилось с 1932 по 1938 год. П роектирование и строительство его бы ­ ло слож ным и продолж ительны м . П ервона­ чально на проект здания вокзала был о б ъ ­ явлен открытый конкурс, но и он, и ряд п оследую щ и х конкурсов долго не давали н уж ны х реш ений. К онкурсный проект ар­ хитектора Н . Г. Волош инова, получивш его І-ю премию , при разр аботк е в Киевском отделении Г ипротранса претерпел значи­ тельны е изменения, и р ук оводство Сиб- стройпути, не удовлетворивш ись и этим проектом , пригласило к работе Б. А . Г ор д е­ ева и поручило ем у скорректировать проект с учетом сделанны х зам ечаний. Г ордеев вм есте с Тургеневым и группой коллег приступает к р аботе. Р абота в значительной степени осл ож н ялась тем , что были у ж е зал ож ены ф ундам енты по первом у проекту, Н о Г ордеев тщ ательно и зучает ф ункцио­ нальную структуру вокзала, его п а сса ж и ­ ропотоки, перемещ ения ручного ба га ж а и д р уги е факторы , все эти процессы ф иксиру­ ет в схем ах и табли ц ах. И дут обсуж ден и я , консультации, новы е изм енения, и так не один р аз, в резул ьтате у б еж даю т ся все, что соверш енно н еобходи м о составить новый вариант проекта. Н овый вариант проекта в эск и зах состав­ л яет Б. А . Г ордеев с творческой группой архитекторов — С. П . Т ургенев, Н . М . Ф у ­ кин, В. А . Д о б р о л ю б о в , С. А . П латэк. Э ксперти зу эски зн ого проекта Б. А . Г ор­ 148 деев а п роводят приглаш енны е м осковские архитекторы Г. Б. Б архин и А . 3 . Г рин­ берг, которы е п редл ож и л и вести дал ьн ей ­ ш ую разр аботк у проекта. О дноврем енно с проектом здан и я вокзала разрабаты вается схем а планировки вокзаль­ ной площ ади, с последую щ им присвоением ей имени Н. Г. Г ари на-М и хайловского. О б ­ ращ ает внимание, что тогда у ж е у т в ер д и ­ лось реш ение п редусм отреть В ок зал ьн ую м агистраль, связы вающ ую площ адь им. Н . Г. Г арина-М ихайловского с п лощ адью им. В. И . Л енина. С ущ ествует ценный док ум ен т о проекте вокзала. «О тзыв р б архи тек турном оф орм лении Н овосиби рск ого вокзала «С тан дартгорп ро- екта» (С иби рск ое о т д ел ен и е), исполненного архитекторам и Б. А . Г ордеевы м и С. П. Тургеневым. П роект оф орм ления Н овоси би рск ого вок­ зал а в п ереработан н ом виде учиты вал за м е­ чания, которы е были вы сказаны ар хи тек ­ турной экспертизой. О бщ ая архитектурная композиция вполне вы раж ает идею круп­ ного вокзала. Е го центральная входн ая часть четко вы деляется на общ ем сп окой ­ ном ф оне ф асада, н айден а его вы рази тель­ ная эллиптическая ф орм а. Ц ен тр ясно ор и ­ ентирует потоки п ассаж и ров, как в дневн ое, так и в вечернее время. Ф орм а баш ни уд а ч ­ но реш ена в архитектурном отнош ении и композиция ее вполне гарм они рует в о с ­ новном объ ем е здан ия вокзала. В ы сок оху­ д ож еств ен н о оф орм лены внутренние п ом е­ щ ения вестибю ля, зала ож и дан и я , р ест о ­ рана и други х пом ещ ений. В целом м ож н о считать, что тр удн ая за ­ дача найти оф орм л ени е н ового советского типа вокзала реш ена удачно. А рхи тектор В. В еснин. ' П р оф ессор Л . Веснин. А рхи тектор А. Веснин. 12.04.1933 г.» П осле сл ож н ой и тщ ательной экспертизы , получения визы на р азр а б о тк у рабочих чер­ т еж ей конструкций, а т а к ж е рабочих чер­ теж ей архитектурной части здан и я, внут­ ренних интерьеров р аботой п р о до л ж а л р у ­ ководить Б. А . Г ордеев. П о д его р у к о в о д ­ ством работал о у ж е м ного видны х архи тек ­ торов города: Б. А . Биткин, А . И . Л о ск у ­ тов, Б. П . С авельев, И . С. П ерси ков, К. И . Митин, Я . Е. К узн ец ов и те ж е бл иж айш ие его д р у зь я А . М . Ф укин, В . А . Д о б р о л ю ­ бов, здравствующ ий и ныне архитектор С. А . П латэк. С отрудничал с ними, вы сту­ пая в качестве консультанта и эк сп ерта, и п роф ессор А . Д . К рячков, Значительны й объ ем проектны х работ, выполненный Б. А . Г ордеевы м в 1929— 1933 годы , п отребовал привлечь некоторы х ар хи ­ текторов к сам остоятельной р азр аботк е ря­ д а договорны х объ ектов и постоян н ого н а ­ блю дения за их возведен и ем . Так была по­ ручена разр аботк а проекта здан и я к раево­ го управления милиции по ул. К ам енской, 12, архи тек тору К. М . Л ук аш евск ом у, зд а - нгія санчасти У М В Д по ул . К ам енской, 8, архи тек тору Б. А . А л ексееву. При этом Б. А . Г ордеев п остоянно не только к онсул ь­ тировал коллег, но и сам вм есте с ними принимал участи е в эскизировании. Он не мог ограничиваться словесными советам и,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2