Сибирские огни, 1986, № 9
ем ов, присутствую т те ж е балконы с гл у хим и ограж ден и ям и , вертикальны е витраж и лестничны х клеток. О днак о в нем есть своя о со б а я «новинка». Н еобычным в этом ж и лом д о м е является оригинальное реш ение внутрен ни х н есущ и х конструкций: вм есто м онолитны х колонн прим енены сборны е ж е л езобетон ны е стойки. Р а зр а б о т к у этой конструктивной основы п р едл ож и л и нж ен ер Н . В. Никитин, к ото рый впосл едстви и зарегистри ровал эту си стем у как и зобретени е. К стати, Н . В . Н ики тин п о зж е стал автором знам енитой О стан кинской телебаш ни. В торой ж ил ой дом аналогичной к онст рукции и нж ен ера Н икитина бы л вы строен т о гд а ж е в гл уби не уч астк а гостиницы «С ибирь» по К расн ом у п роспекту, 28. Н е см отря на б о л ее чем п ятидесятилетний срок сл уж бы ж илы х дом ов с описанной к онст рукцией, они б е з капитального рем он та эк сп луати рую тся д о наш их дней и н аходятся в хорош ем состоянии. П ринятая к он стр ук тивн ая си стем а бы ла «новинкой» не только в строительстве Н овосиби рск а, но и в ст р а не. Н есм отря на то, что в то врем я в городе р а б о т а л о у ж е много талантливы х архи тек тор ов, и нж ен еров, техников, тип овое п роек ти р ован и е ещ е р азв ер н уто не было, повтор но проекты и спользовались очень редко. О бы чно на к а ж д о е к рупн ое здан и е со ст а в л ялся индивидуальны й проект, на это з а трачивалось очень м ного энергии и времени. И Б ори с А лександрович пиш ет в М оскву св оем у д р у гу и колл еге архи тек тору Сергею П етрови чу Т урген еву и зовет: «...срочно при езж а й , ж д у » . Они вм есте закончили М о с ковск ое Вы сш ее Т ехническое Училищ е, были др узья м и , а п отом и породнились. С естра Б ори са А л ександровича — Т атьяна .А л ек сан дров н а вышла за м у ж за Тургенева. Н е часто встречалась в практической д е ятельности такая совм естн ая д р у ж н а я ра-. бо т а , какая объ ед и н я л а эти х д в у х лю дей. В зави сим ости от значения и сл ож н ости п р оек ти р уем ого объ ек та, участники работы дел ил ись на д в е группы, о д н а из которы х возгл авлялась Б. А. Г ордеевы м , др угая С. П . Т ургеневы м . Группы периодически о б су ж д а л и свои резул ьтаты и в п осл едую щ ем приним али окончательное реш ение, ко то р о е и д оводи л ось д о требуемы х условий техн ическ ого проекта. Н ап равл ени е поисков к аж ды й р а з согл а совы валось обою дн о: кто бол ее углубл енн о р а б о т а ет н а д планировкой, кто — н ад ф а садам и . Б езусл овн о, к а ж д а я группа работал а над планам и и н а д ф асадам и неразры вно, о д нако в п ланировке здан ий считали Б ориса А л ександровича бол ее сильным, п оэтом у, на оп р едел ен н ом этап е работы , ем у п оруча лось дор абаты вать планировку, а С ергею П етрови чу ф асадн ую часть объ екта. Так бы ло с интересным проектом д о м а « Д и н ам о». В конце 1929 года Б. А . Г ордеев п ол у чил п р едл о ж ен и е от правления Н ов оси би р ского сп ортивного общ ества «Д и н ам о» за- п роектировать на отведен н ом им зем ельном участк е по К р асн ом у проспекту, 28, комп- леке здан ий . П р едп ол агал ось зап р оек ти р о вать ком плекс в составе главного здан и я — Д о м «Д и н ам о», так первоначально н азы ва лась гостиница «Сибирь» — и д в у х ж илы х до м о в , из которы х оди н по ул . О к тябрь ская, 4 5, второй в гл уби н е участк а к ом п л екса, он бы л и зап роек ти рован , и вы строен в р ек ор дн о короткий срок, с м ая по н оябр ь 1930 г. Э тот ком плекс, по личном у у б еж д ен и ю Г ор деев а, был лучшим из р ан ее зап р оек ти рованны х им соо р у ж ен и й . Э нергичного, пы тливого Б ори са А л ек сан д ровича м о ж н о бы ло п остоян н о видеть с к а р ан даш ом у чертеж н ой доск и. Зак анчи вая эск и з о д н ого о бъ ек та, он тут ж е обр ащ ал ся к сл едую щ ем у. О тр аботав проект Д о м а « Д и н ам о», Б орис А лександрович тут ж е взялся за проект Д о м а к ооперати вов, к отором у отводи лся острый угловой уч асток п о К р асн ом у п р ос пекту, 30, север н ее Д о м а « Д и н а м о » и яв лявш ем ся как бы его п р одол ж ен и ем . З д а ние ограничивалось с одн ой стороны К р а с ным проспектом , с др угой О ктябрьским участком В ок зал ьн ой м агистрали. Р еш ен ие бы ло н ай ден о бы стро, и зд а н и е получилось исклю чительно п ростое, л ак о ничное и вы разительное. С остоя л о он о из п р отя ж ен н ого м н огоэтаж н ого к ор п уса, н а пом инающ его в п лан е бук ву «Л », вилку. Зак ругл ен н ая, сем и этаж н ая угл овая его часть стала центром ком позиции и вы ходи ла он а к Д о м у В . И . Л ен и н а, а крылья р асп олагали сь по д вум н аправлениям — В окзальной м аги страли и К расн ом у п р ос пекту. Ф асады , обращ ен ны е на о б е главны е м а гистрали, имели горизонтальны е членения в виде глухи х подок он ны х п оясов и л енточ ного остек лен и я. В объ ем н ой композиции здан ия п р едусм атр и вал ось (и это главное в реш ении зад ач и ) ступ ен ч атое пониж ени е этаж н ости к м есту сты кования с Д о м о м «Д и н ам о». О бъ ем н о-п л ан и ровочн ое чи ар хи тек турн ое реш ение здан и я , вы полненное в стиле конструк тивизм а, д о л ж н о бы ло у б е дительн о заверш и ть застр ой к у ответствен ного к вартала центральной части города. О днак о проект в св ое время не бы л о сущ е ствлен и з-за отсутстви я еди н ого зак азчи ка и ф инансирования. О своени е уч астк а за т я нулось д о 1953— 1956 го до в , к огда на этом м есте был вы строен, у ж е по п р оек ту ар хи тек тора Г. Ф. К рав ц ова, девяти этаж ны й ж илой дом с м агази н ом «Г астр он ом » № 2. Б езусл овн о, К равц ову бы л известен п р ед ш ествующ ий опы т п роектирования здан ий на эти х участк ах, но п рин ятое им реш ение д а л ек о от л огических прием ов п редш ествен ников. К огда реш ал эт у за д а ч у Г о р д еев , на ок р уж аю щ и х участок терри тори ях никакой капитальной застрой ки не бы ло. К равцов д о л ж ен бы л учиты вать сл ож и вш ую ся з а стройку на п роти воп ол ож н ом угловом у ч а стке, где у ж е сущ еств ов ал о зд а н и е С оц зем - л едел и я (ны не п р ои зв одствен н ое зд а н и е) по ул . М ак сим а Г орького, 78. П ер ед нами р едк остн ая в о зм о ж н о сть с о поставить д в а реш ения одн ой творческой задачи трем я крупными ар хи тек торам и , с одн ой стороны — Б. А . Г ордеевы м и С. П . Тургеневым и с др угой стороны — Г. Ф. К равцовы м. Э то не архитектурны й к онкурс, к огд а п ер ед архи тек торам и п оставл ен а ед и н о в р е м енно о д н а за д а ч а , нет, это, если хоти те, «конкурс во врем ени», н езави си м ое, са м о стоятел ьн ое реш ение, за д а ч а в разны е 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2