Сибирские огни, 1986, № 9

см ертельно больного перевозила его из д о ­ ма в больницу, где он и ум ер. Н а главной площ ади города он попросил остановить маш ину, дол го стоял, дол го см отрел в сторону театра оперы ...» Вся ж и зн ь Б ориса А лександровича Г ор­ деев а была посвящ ена Сибири, но именно в Н овосиби рск е откры лся перед ним н епо­ чатый край творческих работ, В далекий 1928 год м ол одого двадц ати ­ пятилетнего архитектора Сибирь встретила убогим и дощ аты ми строениями. Д еревян н ое о д н о эт а ж н о е здан и е станции Кривощ еково, конечной станции п еред Н овосибирском , было невы разительным, мрачным, напом и­ нающим времянку. П о езд , отправивш ись дальш е, сделав кру­ той п оворот влево и выйдя из выемки, направился к реке. В от и мост через О бь. К рупное .семипролетное соор уж ен и е выгля­ д ел о мощ но и убеди тельн о. С троился мост п од рук оводством главного инж енера Г. М. Б удагова по проекту инж енера Николая А поллоновича Б елелю бского. И вот остановка у Н овосибирского глав­ ного вокзала, котором у по его внешнему виду никак не п одходи л о название — «Главный вокзал». В окзал состоял из д вух не связанны х м еж ду собой зданий — старо­ го одн о эта ж н о го деревян н ого и пристроен­ ного д в у х эт а ж н о го кирпичного. Н овый граж дани н города Б. А. Г ордеев, ступив на перрон, сразу обратил внимание на их неказистость, неорганизованность. Т огда лее и возникла мысль — запроектиро­ вать новый Главный вокзал, достойны й го ­ рода на О би — Н овосибирска. Э та мечта его сбылась в 1938 году. В ели ­ чественное здан и е Главного ж ел езн о д о р о ж ­ ного вокзала бы ло п остроено. . Н а этом этап е творчества Г ордеева я ещ е остановлю сь, потом у что н еобходим о сначала расск азать о други х его работах, о здан и ях, которы е и д о сегодняш него дня являю тся гордостью Н овосибирска. К пер­ вым проектам Б. А . Г ордеева, выполненным совм естно со старейш им архитектором горо­ да Д . М . А геевым, относится комплекс д о ­ мов К узбассугл я , из них два фронтальны х располож ены на К расном проспекте, 51. О ба этих д ом а как бы угловы е, но, яв­ ляясь частью ж илого комплекса, они от­ крываю т парадны й п о д х о д к другим жилым дом ам , располож енны м в глубине кварта­ ла. С трогие плоскости ф асадов об о гащ а ­ ю тся вы ступающ ими балконами с глухими ограж ден иям и , а такж е нависающ ей конст­ рукцией коробчаты х эркеров, в то время как основны е плоскости ф асадов — гл а д ­ кие, имеющ ие аритмичную структуру ок он ­ ных проем ов. В комплексе жилы х дом ов К узбассугля встречается прим енение и вертикального объ ем а лестничной клетки с ж ивописной структурой оконного витраж а. В отделк е ф асадов была применена гл ад ­ кая ш тукатурка, окраш енная в светлы е ж изн ерадостны е тона. В се ск азан н ое о ж ил ом комплексе К у з­ бассугля на К расном проспекте, 51, м ож н о в известной степени отнести и к крупному ж и л ом у ком плексу, р асп ол ож ен н ом у на вос­ точном углу п лощ ади им. Г арина-М ихай­ ловск ого у Г лавного ж ел езн о д о р о ж н о го вокзала, который был вы строен такж е в 142 1928— 1929 гг., но по другим , специально составленным проектам . Были применены те ж е гладкие плоскости ф а са д о в с у гл о ­ выми вы ступающ ими балконам и и их гл у­ хими ограж ден иям и . О днак о членение ф а са ­ дов здесь было принято иное. Ф асады дел ятся н а 'одн оти п н ы е объ емы с за п а д а ю ­ щими неглубоким и ниш ами. Ниш и за п о л ­ нены балконами. Р асп ол ож ен и е оконны х проем ов здесь у ж е ритмичное, в к а ж д о м ф асадн ом бл оке. В целом архи тек турная структура ф а са д о в им еет конструк тивист­ скую стилевую осн ову. Эти д о м а хор ош о увязы ваю тся с соврем еннной ж и л ой з а ­ стройкой, ож ивляя ее су х ую н евы рази ­ тельность. В то время п одн ялась острая полемика среди архи тек турной общ ествен ­ ности, звучали не всегда лестны е отзывы в адр ес Б ориса А лександровича. Говорили: много балконов, сл едует ли ■вообщ е их д е ­ лать в снеж ны х суровы х усл ови я х Сибири? С держ анны й, тактичный автор, улы баясь, говорил — «посм отрим », «проверим на практике». А что ж е видим теперь мы, соврем ен н и ­ ки, полвека спустя? С егодня в строител ь­ стве прим еняю тся и балконы , и витраж и, к том у ж е б ол ее крупны е, протяж енны е. М ало того, проектирую тся и вы полняю тся в натуре крупны е п арадны е лестницы , с о ­ верш енно открыты е, никак не защ ищ енны е от этих ж е суровы х сибирских условий.. Только дел аю т это бол ее вольно и м енее обосн ован н о. Э ксплуатация их о б ходи тся н едеш ево, п риходится чистить их п осле к аж дого сн егопада. Врем я п ок азал о, что вряд ли м ож н о бы ­ ло обвинять Б. А . Г ор деева в н ео б д у м а н ­ ности и излиш естве эти х эл ем ентов в Си­ бири. Ч то особен н о интересно отм етить в его творчестве, так это постоянны й поиск нового, острое ж ел ан и е не повторить у ж е ранее принятых им реш ений. И это мы м о ­ ж ем наблю дать в лю бом его новом ар хи ­ тектурном объ екте. К азал ось бы, что м ог­ ло быть нового в ж илы х д о м а х К у зб а ссу г ­ ля и на п лощ ади у ж ел езн о д р о ж н о го вок­ зал а? А вот новинки в архитектурной к ом ­ позиции и в архитектурно-планировочном реш ении ж илы х дом ов были. В д о м а х на К расном проспекте, при м еридианальной ориентации ж ил ого д о м а , к огда о дн а его сторона обращ ен а на солнечную — восточ­ ную — сторону, а д р у га я — на ю ж н ую , автор применил односторон ню ю планировку квартир. В озвел среднюю продольн ую глухую стену и одни квартиры обратил на восточную , други е — на ю ж н ую стороны . М ало того, односторон н ие квартиры см е­ стил по вертикали на половину эт а ж а . В х о ­ ды в квартиры п редусм атривали сь с к а ж ­ до го полум арш а. Н еобы чное архи тек турн о­ планировочное реш ение, которым были д о ­ вольны жильцы . П остоянно вносить новое — к редо ар хи ­ тектора Г ордеева. О дну из интересны х н о ­ винок он применил в ж илом д о м е по ул. Ф рунзе, 8. Э то здан и е в ходи л о в комплекс зданий О бщ ества бы вш их п оли ткаторж ан , который разм ещ ается сейчас на угловом участке Ф рунзе — Красный проспект, 52. С ейчас новосибирцам этот комплекс знаком как медицинский институт. Зн ак ом ое стилевое реш ение в к онструк ­ тивистском стиле, хотя членение ф асадны х объ ем ов иное, другой и ритм оконны х п р о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2