Сибирские огни, 1986, № 9
ты не вносятся. Но ни один из этих пунк тов не выполнен. Вот это уже непонятно! Подготовка такого документа, как пра вительственное постановление, — крупная и серьезная деловая игра в самом хоро шем смысле этого слова. Тысячи людей самых различных уровней управления принимают в ней участие. Пункты поста новления, его приложения начинают гото виться на производственных предприя тиях, шлифуются и обтачиваются в глав ных управлениях, министерствах, Госпла не СССР, Госстрое СССР, Государствен ном комитете по науке и технике. К ра боте привлекаются крупные ученые и це лые институты, местные партийные и со ветские органы. Последние грани оттачи ваются и шлифуются опытнейшим аппа ратом Совета Министров СССР. Только после этого подписывается правительст венный документ. Нетрудно заметить, как при подготовке постановления на деле реализуется принцип демократичности и централизации управления нашим социалистическим государством. Ни еди ной щелки для волюнтаризма. Все взве шено и сбалансировано. Автором этих строк было однажды под считано, что при подготовке одного из постановлений правительства по Запад но-Сибирскому нефтегазовому комплек су на документах, поступивших от пред приятий и объединений, было более шес тисот подписей и виз; от главных произ водственных управлений более ста сорока; от министерств и государственных коми тетов более трехсот. Более тысячи человек подписывало и визировало, не считая со тен безымянных исполнителей! Это крупная деловая игра, в которой «про кручены» десятки вариантов и выбраны наилучшие. Однако вернемся к пунктам о необходимости производства техники в северном исполнении. Почему он не выполнен? Может быть, в этом нет большой госу дарственной необходимости? и кгго-то, где-то по этой причине решил не выпол нять решение? Обратимся к цифрам. Се годня на стройках комплекса работают более 25 тысяч строительных машин и ме ханизмов, в автохозяйствах строителей трудятся около 75 тысяч автомобилей. Стоит упомянуть и о том, что на этой тех нике трудятся 120 тысяч шоферов и ме ханизаторов, производительность кото рых в неприспособленных для севера ка бинах (или при полном отсутствии тако вых) _ниже на 10—15% от планово-рас четной, что сама производительность ма шин, не приспособленных к работе в та ких условиях, на 30—40% ниже паспорт ной. Словом, только по этим причинам производительность техники снижается наполовину. Есть и другие показатели. Если в нормальных условиях (для кото рых в сущности эта техника выпускалась) средний срок ее службы 10 лет, то в ус ловиях Севера он составляет всего 6—7 лет, и — в утиль. Получается, что за де сять лет вышло из строя несколько де сятков тысяч единиц! Вот так хорошая деловая игра превратилась в неделовую, несущую огромный урон экономике стра ны. Вспомните мечту Владимира Ильича Ленина о ста тысячах тракторов для на ших крестьян. Как трудно было ее реа лизовать! И как, оказывается, просто списать не меньшее количество механиз мов в наше столь нерачительное время. Остались невыполненными решения . по таким серьезнейшим вопросам, как приме нение в строительстве эффективных про филей проката — из-за отсутствия тако вого. Только по этой причине ежегодно перерасходуется более 50 тысяч тонн ме талла в одной Тюменской области. До рого государству обходятся неделовые игры. Дисциплина — явление преемственное и имеет одностороннее направление. Глу по утверждать, что недисциплинирован ность подчиненного передается его на чальнику. Конечно, такое возможно, если недисциплинированный подчиненный ста новится начальником. Но, может быть, причина в том, что недисциплинирован тот руководитель, который недисципли нированного подчиненного возводит в ранг начальника. «Рыба гниет с голо вы»— это 'старая, но не утратившая своей актуальности истина становится особенно очевидной, когда начинаешь разбираться в сложных взаимосвязях реализации любого решения, выполнения любого приказа, протокола и тому подоб ное. Пути их невыполнения неисповеди мы, а механизм вряд ли вообще кем-либо изучался. Посмотрим на иерархию ис полнения на примере тех же постановле ний правительства. В любом их пункте четко определены исполнители самого верха иерархической лестницы. К примеру, «Поручить Миннеф- тепрому, Миннефтегазстрою совместно с Госпланом СССР, Госстроем СССР... в 1983—1985 годах...» и далее следует запись, что именно эти четыре ведомства в этот срок должны сделать. Все ясно, все конкретно. В ведомствах исстари заведено на постановления откликаться своими приказами. Пока нет приказа по министерству, никто из подчиненных и пальцем не пошевельнет по выполнению постановления. И такой порядок с низу и до верху. В министерствах, их главках, на предприятиях будут исписаны тонны бумаги, выйдут сотни приказов, протоко лов, постановлений, на все это уйдет мно го времени, иногда настолько много, что по отдельным пунктам постановлений срок исполнителя истекает. Недавно проверили ход выполнения ряда постановлений правительства, вы шедшие за последние пять лет в части развития баз строительной индустрии в Западно-Сибирском нефтегазовом комп лексе. В соответствии с этими постанов лениями в 1980—1985 годах должны бы ли ввести в эксплуатацию более 60 пред приятий. Введено с нарушением сроков 12, строятся также с нарушением сроков еще 18, строительство 30 предприятий не начато вообще. Создавшийся в результате недисциплинированности Миннефтегаз- строя, Миннефтепрома, Мингазпрома, Минпромстроя СССР, Минстроймате- риалов СССР, Минтрансстроя, Минэнер го СССР дефицит в строительных ма 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2