Сибирские огни, 1986, № 9

Но преступно возить в лес лесоматериа­ лы, а везем. Тюменская и Томская облас­ ти испокон века экспортировали лес за свои пределы. Экспортируют и сейчас, а лес для собственных нужд завозят, к при­ меру, из Красноярского края. Правда, называется он уже не лесом,, а «домами деревянными полносборными». Может быть, собрать вместо тысячи эшелонов с полносборными домами два эшелона — один с оборудованием да один с теми же домами для людей, да решиться на вы­ пуск этих полносборных домов из тюмен­ ского леса? А?.. А, может, не следует фан­ тазировать, а следует твердо стоять на земле. Зачем что-то создавать, когда есть уже созданное, готовое. За годы одиннадцатой пятилетки тыся­ чи строителей из всех сокЗзных республик, Москвы, Ленинграда и других крупней­ ших городов страны, связанные чувством братской солидарности с тружениками Тюменской и Томской областей, приехали к нам и построили за пять лет более пятидесяти тысяч квартир. Это неоцени­ мая помощь. Приехали замечательные строители со своим, известным всей стра­ не, опытом, со своими механизмами, не­ которые даже со своими продуктами (имеется в виду то, что они создали здесь свои отделы рабочего снабжения) и... со своим сборным железобетоном, а вот пос­ леднее, по твердому убеждению, делать было ни к чему. Однако на территорию комплекса за три-четыре тысячи киломе­ тров было завезено полтора миллиона ку­ бометров сборного железобетона, загру­ женного в пятьдесят тысяч вагонов. Многие, безусловно, усмехнутся, прочи­ тав эти строки. Можно ли построить круп­ нопанельный дом без деталей? Конечно, нельзя. Дом состоит из этих деталей. А каждая деталь из чего состоит? Она сос­ тоит из щебня, песка, цемента и армату­ ры. В технологии необходима еще вода. Арматура и цемент составляют около чет­ верти веса железобетона. Щебень, песок и вода, естественно, есть на территории комплекса. Таким образом, два с лишним миллиона тонн грузов в Западную Сибирь везли напрасно. Но, позвольте, скажут оппоненты: ведь детали надо еще и изго­ товить на заводе, это не простое дело. Ответ: из-за недоосвоения своих проект­ ных мощностей предприятия комплекса за эти пять лет не произвели два миллиона кубических метров сборного железобетона. А это значит, что мощности заводов в комплексе имеются. Вот пример. В го­ роде Нижневартовске Главмосстрой еже­ годно строит пятьдесят тысяч квадратных метров жилья. В этом же городе домо­ строительный комбинат Министерства про­ мышленного строительства СССР еже­ годно производит на своих площадях на пятьдесят тысяч квадратных метров де­ талей жилых домов меньше, чем это пре­ дусмотрено проектом. Опять пресловутая ведомственность. За забором одно, а вне забора — другое. Информация для размышления: Глав­ мосстрой находится около Моссовета, что на улице Горького. Минпромстрой нахо­ дится на улице Петровка, около Пассажа. Ходу медленным шагом пятнадцать минут. 130 А теперь, читатель, представьте себе впол­ не реальную ситуацию: начальник Глав­ мосстроя выходит из кабинета и пешоч­ ком направляется в сторону Петровки, а министр промышленного строитель­ ства — в сторону улицы Горького. Где-то на Пушкинской встречаются и за две ми­ нуты решают вопрос: Главмосстрой по­ сылает в Нижневартовск специалистов и оборудование, а Минпромстрой разрешает ему освоить его производственные мощ­ ности и забирать на месте детали домов н а‘ пятьдесят тысяч квадратных метров. Всего две минуты и несколько миллионов народных денег не будут истрачены на ненужные перевозки. Фантастика?! Нет — это объективная необходимость, если следовать духу и букве Программы на­ шей партии, решениям ее XXVII съезда. Невеселые строки рождаются невесе­ лыми делами. Ну что хорошего в том, что приходится думать над тем, сколько весит одна тонна?! Вы знаете, не составит большого труда доказать, что одна тонна зачастую не рав­ на одной тысяче килограммов, особенно когда речь идет о ее (этой единицы мас­ сы) перевозке. Одна копейка весит один грамм. Сто копеек — соответственно сто. Это детская истина. Но вот сколько весит бумажный рубль — вряд ли кто-нибудь, кроме спе­ циалистов, их выпускающих, знает. Ну, конечно, не сто граммов. Однако он им эквивалентен. Сколько весит один куби­ ческий метр железобетона? Любой строи­ тель скажет, что один кубометр сборного железобетона с заполнителем из стандарт­ ного щебня и средней насыщенностью арматурой в среднем весит две и четыре десятых тонны. С эффективными запол­ нителями он весит значительно меньше, может быть, даже меньше одной тонны. Значит, дело в заполнителе? Безусловно. Значит, эффективность в весе запол­ нителя? Не только, но и в его прочности, в его сопротивлении, теплопередаче и так далее. Короче говоря, по своим показателям он должен быть эквивалентен каким-то ус­ ловиям его эксплуатации. Для стен они одни, а для дорог другие. Это, уважаемый читатель, вводные рас­ суждения, так сказать, небольшая теоре­ тическая подготовка для того, чтобы по­ нять, чему же все-таки эквивалентна одна тонна груза. Грузоподъемность одного стандарт­ ного железнодорожного вагона — шесть­ десят тонн. Но вагон имеет стандартные габариты, так же, как и сама железная дорога, имеет свои габариты, то есть вагон даже открытый нельзя грузить, как воз сена, по принципу «сколько лошадь уве­ зет», когда ширина и высота воза не име­ ют значения. Поэтому вагон, загруженный плотной и тяжелой массой, везет шесть­ десят тонн, а остальные грузы уже идут с определенным понижающим коэффи­ циентом. Так, например, сырья для произ­ водства минеральной ваты можно загру­ зить шестьдесят тонн, а самой минераЛь-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2