Сибирские огни, 1986, № 9
Но преступно возить в лес лесоматериа лы, а везем. Тюменская и Томская облас ти испокон века экспортировали лес за свои пределы. Экспортируют и сейчас, а лес для собственных нужд завозят, к при меру, из Красноярского края. Правда, называется он уже не лесом,, а «домами деревянными полносборными». Может быть, собрать вместо тысячи эшелонов с полносборными домами два эшелона — один с оборудованием да один с теми же домами для людей, да решиться на вы пуск этих полносборных домов из тюмен ского леса? А?.. А, может, не следует фан тазировать, а следует твердо стоять на земле. Зачем что-то создавать, когда есть уже созданное, готовое. За годы одиннадцатой пятилетки тыся чи строителей из всех сокЗзных республик, Москвы, Ленинграда и других крупней ших городов страны, связанные чувством братской солидарности с тружениками Тюменской и Томской областей, приехали к нам и построили за пять лет более пятидесяти тысяч квартир. Это неоцени мая помощь. Приехали замечательные строители со своим, известным всей стра не, опытом, со своими механизмами, не которые даже со своими продуктами (имеется в виду то, что они создали здесь свои отделы рабочего снабжения) и... со своим сборным железобетоном, а вот пос леднее, по твердому убеждению, делать было ни к чему. Однако на территорию комплекса за три-четыре тысячи киломе тров было завезено полтора миллиона ку бометров сборного железобетона, загру женного в пятьдесят тысяч вагонов. Многие, безусловно, усмехнутся, прочи тав эти строки. Можно ли построить круп нопанельный дом без деталей? Конечно, нельзя. Дом состоит из этих деталей. А каждая деталь из чего состоит? Она сос тоит из щебня, песка, цемента и армату ры. В технологии необходима еще вода. Арматура и цемент составляют около чет верти веса железобетона. Щебень, песок и вода, естественно, есть на территории комплекса. Таким образом, два с лишним миллиона тонн грузов в Западную Сибирь везли напрасно. Но, позвольте, скажут оппоненты: ведь детали надо еще и изго товить на заводе, это не простое дело. Ответ: из-за недоосвоения своих проект ных мощностей предприятия комплекса за эти пять лет не произвели два миллиона кубических метров сборного железобетона. А это значит, что мощности заводов в комплексе имеются. Вот пример. В го роде Нижневартовске Главмосстрой еже годно строит пятьдесят тысяч квадратных метров жилья. В этом же городе домо строительный комбинат Министерства про мышленного строительства СССР еже годно производит на своих площадях на пятьдесят тысяч квадратных метров де талей жилых домов меньше, чем это пре дусмотрено проектом. Опять пресловутая ведомственность. За забором одно, а вне забора — другое. Информация для размышления: Глав мосстрой находится около Моссовета, что на улице Горького. Минпромстрой нахо дится на улице Петровка, около Пассажа. Ходу медленным шагом пятнадцать минут. 130 А теперь, читатель, представьте себе впол не реальную ситуацию: начальник Глав мосстроя выходит из кабинета и пешоч ком направляется в сторону Петровки, а министр промышленного строитель ства — в сторону улицы Горького. Где-то на Пушкинской встречаются и за две ми нуты решают вопрос: Главмосстрой по сылает в Нижневартовск специалистов и оборудование, а Минпромстрой разрешает ему освоить его производственные мощ ности и забирать на месте детали домов н а‘ пятьдесят тысяч квадратных метров. Всего две минуты и несколько миллионов народных денег не будут истрачены на ненужные перевозки. Фантастика?! Нет — это объективная необходимость, если следовать духу и букве Программы на шей партии, решениям ее XXVII съезда. Невеселые строки рождаются невесе лыми делами. Ну что хорошего в том, что приходится думать над тем, сколько весит одна тонна?! Вы знаете, не составит большого труда доказать, что одна тонна зачастую не рав на одной тысяче килограммов, особенно когда речь идет о ее (этой единицы мас сы) перевозке. Одна копейка весит один грамм. Сто копеек — соответственно сто. Это детская истина. Но вот сколько весит бумажный рубль — вряд ли кто-нибудь, кроме спе циалистов, их выпускающих, знает. Ну, конечно, не сто граммов. Однако он им эквивалентен. Сколько весит один куби ческий метр железобетона? Любой строи тель скажет, что один кубометр сборного железобетона с заполнителем из стандарт ного щебня и средней насыщенностью арматурой в среднем весит две и четыре десятых тонны. С эффективными запол нителями он весит значительно меньше, может быть, даже меньше одной тонны. Значит, дело в заполнителе? Безусловно. Значит, эффективность в весе запол нителя? Не только, но и в его прочности, в его сопротивлении, теплопередаче и так далее. Короче говоря, по своим показателям он должен быть эквивалентен каким-то ус ловиям его эксплуатации. Для стен они одни, а для дорог другие. Это, уважаемый читатель, вводные рас суждения, так сказать, небольшая теоре тическая подготовка для того, чтобы по нять, чему же все-таки эквивалентна одна тонна груза. Грузоподъемность одного стандарт ного железнодорожного вагона — шесть десят тонн. Но вагон имеет стандартные габариты, так же, как и сама железная дорога, имеет свои габариты, то есть вагон даже открытый нельзя грузить, как воз сена, по принципу «сколько лошадь уве зет», когда ширина и высота воза не име ют значения. Поэтому вагон, загруженный плотной и тяжелой массой, везет шесть десят тонн, а остальные грузы уже идут с определенным понижающим коэффи циентом. Так, например, сырья для произ водства минеральной ваты можно загру зить шестьдесят тонн, а самой минераЛь-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2