Сибирские огни, 1986, № 9

рестяные грамоты, а то и целые города. Действительно, это, наверное, ужасно ин­ тересно знать, как же мы дожили до жиз­ ни такой! Где, так сказать, первоистоки! Это ведь не пустяк, когда тысяча тонн ва­ лится на землю и исчезает напрочь, как будто их и не существовало. А вот к нам в центр Западно-Сибирской низменности ежегодно падает несколько миллионов тонн различных естественных и искусствен­ ных каменных материалов — и никого это не интересует. А ведь придет время, когда удивленные потомки будут решать слож­ ные задачи, раскапывая следы нашей дея­ тельности и находя в огромных раскопах местного минерального сырья камни, за­ везенные из Прибалтики, с Кавказа, из Казахстана и других концов нашей стра­ ны. Представьте только себе, что в двад­ цать втором веке такие темы, как: «Изу­ чение феномена перемещения нерудных масс с Валдайской возвышенности на За­ падно-Сибирскую низменность» или «Ин­ теллектуальные особенности формирования объектов Западно-Сибирской нефтегазо­ вой провинции из европейских силикатных материалов» будут рассматриваться как докторские. Вскрывая культурные слои и находя многочисленные остатки же­ лезобетона, кирпича, используя анализа­ торы новейшей конструкции, потомки бу­ дут изучать, какими путями песок зной­ ного юга попал на холодный север, а дре­ весина Дальнего Востока в леса Среднего Приобья, и скрупулезно «реставрировать» логику нашего мышления, задавая один и тот же вопрос: «А для чего это дела­ лось?». Надо облегчить им работу и за­ ранее рассказать, как все это было. Взгляните на карту Западно-Сибирского нефтегазового комплекса — просторы не­ оглядны. Два миллиона квадратных кило­ метров. Если развернуть их в ленту ши­ риной пятьдесят километров — как раз по экватору вокруг земного шара обер­ нется эта лента, и через каждые два-три километра —стройка или ее объект. Ши­ рокое поле для рассуждений любителям громких цифр и острых ощущений. В две­ надцатой пятилетке на каждый квадрат­ ный километр предстоит завезти по одно­ му вагону строительных грузов. Это, если считать, что в каждом вагоне, как поло­ жено, шестьдесят тонн и при условии, что одна тонна, это, как ей и положено, весит одну тысячу килограммов и не больше, но и не меньше. Кого в двадцатом веке удивишь гран­ диозными цифрами, особенно средними и усредненными, приведенными к како­ му-либо показателю на один километр, на одну душу, на одного работника, на одну скважину. Никого они не удивляют и, тем более, не ошеломляют. Привыкли люди к грандиозности задач и грандиоз­ ности свершений. Надо было завезти ва­ гон на каждый километр — завозили. Требовалось два — завозили два, строили для этого еще несколько тысяч километ­ ров дорог, выпускали на заводах десят­ ки тысяч новых вагонов и тепловозов, сотни судов, самолетов и так далее. На­ до — значит, надо! Один руководитель крупной строитель­ ной организации, вальяжно восседая за столом со множеством телефонов, в по­ пулярной форме сетовал на трудности своей «созидательной» деятельности: — У меня больше ста поставщиков. Вот их география, — развернул карту Со­ ветского Союза, на которой в центре За­ падно-Сибирского комплекса была поста­ влена жирная точка (очевидно, кресло, на котором он сидел), а к ней, как лучи, сходились тонкие линии со всех концов страны, на концах которых точки помень­ ше (наверное, такие же кресла директо­ ров). — Это с ума сойти можно, управ­ ляясь с ними... — А что поставляют?.. — Да все, что необходимо. Металло­ конструкции, железобетон, щебень и раз­ ное... Словом, чего на стройку надо. • — Но, помилуйте, зачем же железобе­ тон и щебень откуда-то везти?! На месте делать надо. Он посмотрел на собеседника, как на ненормального. —- Когда мне этим заниматься? С за­ казчиками еле управляюсь. Да и к чему? Вся страна на нас работает. Нефть и газ нужны всем Пусть работают. Не нам же одним отдуваться. Вот так. Вся страна работает на ком­ плекс. Приведенный разговор можно было бы и не обнародовать. Так себе, случайные 1мысли, высказанные вслух. Можно бы и внимания не обращать на разговор, конечно. Но нельзя не обращать внимания на тенденции, на пути развития, которые стоят за подобными мыслями, выража­ ются конкрётными цифрами. За двадцать лет развития комплекса ввод основных фондов материально-технической базы строительных организаций составляет около двадцати процентов от требуемого. В промышленном освоении находится всего около одного (!) процента имею­ щихся на его территории запасов неруд­ ных строительных материалов, а пред­ приятия территориального главка Минис­ терства промышленности строительных материалов производят чуть более одного процента строительных материалов, еже­ годно необходимых комплексу. «Все да­ дут, чего не попросим! А иначе...» За многоточием безусловно подразумевается, что иначе не ждите от нас приростов нефти, газа и т. д. Хочется сказать мягче, но трудно подо­ брать выражение такое удобное и глад­ кое, которое бы заменило «взять за гор­ ло», и не кого-нибудь, а собственную стра­ ну. Что-то от этого «все дадут!» не пах­ нет созиданием, а больше — иждивенче­ ством и нахальством. Целые отрасли со­ ревнуются в том, как больше урвать, ви­ новат, как больше получить под нефть и газ Западной Сибири. И получают то, что надо, и то, чего не надо... Сначала о том, что надо. Машины, оборудование, трубы, метал­ лопрокат, электронику —■ нет вопросов. Везти надо. Нет большого резона созда­ вать новые крупные центры машиностро­ ения, металлургии в районах, где для этого ничего нет. Нет сырья, нет опытных кадров, а есть одни потребности. 129 5 Сибирские огни № 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2