Сибирские огни, 1986, № 8

и зо б р а ж а ет свою р аботу как п одвиж н и ч е­ ство, хотя результаты ее бол ее чем ск ром ­ ные. Сила повести С ергея Есина в том , что он не замы кается только на и зображ ен и и эти х типов, критика его позитивна. П р о­ заик д остовер н о и зо б р а ж а ет и Б ориса М а ­ к арова, дирек тора ф абрики, которы й не только не пасует п ер ед вредителям и о бщ е­ м у д ел у , на и спокой н о н аходи т пути бор ь ­ бы с ними. Э то — герой современны й, сила его в собственной честности, принципиаль­ ности, п роизводственной полноценности, что и д ел а ет Б ориса М акарова в конечном счете неуязвимы м в бор ьбе со зл ом . Тот ж е непростой путь к утверж ден ию честности в производстве, к р аботе б е з ун и ­ ж ений и сдел ок с совестью п роходи т и главный герой повести С вятослава Ры баса «Н а колесах». Он ищет рычаг, повернув к о­ торый м ож н о наладить дел а в больном про­ изводствен ном коллективе. И н аходи т его. Он начинает перестраивать себя, свое п о­ ним ание дел а, св ое отнош ение к лю дям . С борник «С оврем енная повесть» п ол у­ чился цельным, действительно современным. Н есом нен н о, что он имеет все основания стать еж егодны м , давать возм ож н ость чи­ тателю знакомиться с боевыми, активными, искренними повестями, с той п розой, к ото­ рая сам а говорит за себя, к оторая не ин- дульгирована л ауреатством и адм и н истра­ тивными постами авторов, И конечно ж е никак не отвечает ни зн а ­ чению сборника, ни читательской н у ж д е на п одобны е хорош ие книги — ее мизерный тираж ! С транное дел о, но для, ск аж ем , «Ф ранцузских повестей», изданны х в М ос­ кве годом ранее, и здатели н аходя т в о зм о ж ­ ным дать тираж 500000 экзем пляров, не сом неваясь, что скучные, серенькие рем ес­ ленны е импортны е поделки нужны п олу­ миллиону советских читателей, а для сов ­ рем енной советской повести, реш ающ ей действительны е проблемы наш ей ж и зн и ,— только 30000! А. ВАШУРИН. А. Плитченко. Родительский дом. М., Сов­ ременник, 1985. О дн о из самы х ценны х свойств п оэзии — утверж ден и е гармонии в человеческих вза­ им оотнош ениях; ведь уровень духовн ого развития лю бой личности определяется п р еж д е всего ее отнош ением к общ еству, к лю дям . И стоки этого л а д а , порядка — в слиянии «душ и» природы и человеческой душ и. С трем ление прикоснуться к этим ис­ токам весьма ощ утим о в поэзии А л ександ­ ра П литченко. Е го лирический герой чувст­ вует себя неразры вной частицей родны х просторов. «Вы йдеш ь утром из теплого д о ­ м а» и, Не затронут усталостью злой, Ты возносишься свету навстречу С этой белой просторной землей. И не падаешь, ветром отпетый, Покаянно прощенья моля, Но снижаешься снегом и светом На свои, на родные поля. Мир этой природы в п оэзии А . Плитчен­ ко — не отвлеченный, не абстрактный; это 174 природа м алой родины , «с той зем лей — от солонц ов тощей™ с ковыля ми н а д реч­ ною доли н ой». Родина! Вольно и трудно Свет распростерся большой. Вот оно, люди, откуда — То, что зовется душой. Д уш а лирического героя и начинается где-то там: «в л уговин е за деревней , в ды ­ ме, в д р ем е луговой», на п росторах осен н его «ровно сты нущ его поля», а м ож ет, за о к о ­ лицей, где «пасутся два теленка, п ривязан­ ны е к автом обильной покрыш ке». Ч увство родины тем гл у б ж е, проникно­ венней, чем ж и в ее в памяти образы т р у дн о ­ го п ослевоенного детства, отрочества. В едь этот мир, как правило, бесхи тростен и прост, и свободен от всего того, что р а зд е­ л яет лю дей , сеет м е ж д у ними разл ад. В от о б р а з деревенского паренька — п а с­ т у ха. Думай о славе ратной. Ночуй у добрых старух, Светлоголовый брат мой, Пахарь, косарь, пастух... К рваной овчине ржавой Ты. как птенец, приник. Спи, надежда державы. Конюх, плотник, печник. К ак ом у-н и будь пристрастном у эстету не т р удн о обн ар уж и ть в этом о б р а зе черты патриархальщ ины : пастуш ок и ночует-то, как в старину, по дворам «у добры х ст а ­ р ух», и спит на д едовск ой овчине. Н о св о е­ о б р а зи е героя этого стихотворения совсем в ином — в его д уховн ой стойкости, сп о со б ­ ности к сам оограничению , в н етребова­ тельности к м атериальном у к ом ф орту,— все эти качества, мягко говоря, небесполезны для лю бого соврем ен н ого человека. Д уш а лирического героя А . Плитченко м уж ал а д о срока в суровом тр у де. Н а д о бы ло с достоин ством переж ить те «тягост­ ные дни», чтобы иметь право дум ать: Не только горькой памятью в болью Погибшие остались, но они В нас ожили, хотя бы малой долью. С егодня лирический герой, осмы сливая п ереж и тое, м ож ет не б ез гордости сказать о себе: Драли кору, чистили колодцы, Не забогатели от оплат. Но — как рубль советский достается. Знали, получая аттестат. В поэзии А . П литченко цельность харак ­ тера п ростого человека во многом оп р еде­ ляется его сп особностью н аследовать д у ­ ховны й опыт старш его поколения — в этом зал ог прочности др ева его внутренней куль­ туры , ум ения не гнуться п од напором м о д ­ ных веяний. Счастье — душою хранить, Чтить, как одну из святынь, Русского доброго дня, Мирного дня средоточье — Синий лемех в борозде, Вешнего неба ломоть! Как бы ни был т я ж ел физический тр уд, в человеке не осл абевает ощ ущ ение полноты ж изн и . Б олее того — эта ж изн ь ем у к а ж ет ­ ся ещ е ярче как р аз п отом у, что «так у м о ­ тался, н азем ь травы валя».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2