Сибирские огни, 1986, № 8
есть абсолю тны е ценности, и главная из них — Р оди н а. Н иколай С ам охин («П омню сол дата») н а писал достовернейш ий портрет О тца. Имен но — О тца с больш ой буквы. П отом у что его герой несет в своем характере столько узн ав аем ого, столько общ его для наш его поколения, что я в нем невольно узнаю черты своего отца, отцов моих сверстников. С ол дат Н иколая С амохина вполне мог быть и отцом адм и рала, о котором написал А лек сан др П роханов. Н аш и Отцы. Родители... Заверш ая повесть, Николай С амохин пи ш ет о них: «И разве не засл уж и л и они бессм ертия? Р а зв е не засл уж и л его каж ды й человек, честно проживш ий свою жизнь, честно выполнивший свой д ол г п еред нею ?..» У твердительными ответами на этот прон зительный вопрос звучат повести Георгия П ряхина («Н астя») и Л еон и да Ф ролова («К сы н у»), . П ервая — о крестьянке, матери, о м ате ринском подвиге, о материнской лю бви, повесть написана бл агодарной , горькой п а мятью, она лирически исповедальна, но ли ш ена д а ж е ноток чувствительной д ек л ам а ции или театрального п аф оса. Н апротив — полная самы х будничны х историй, самы х, казалось бы, просты х, зем ны х деталей — она рисует нам су д ь б у сурового др ам ати з ма, характер удивительной доброты , чис тоты , нравственной силы и стойкости. И м енно эта нравственная чистая сила, глубокая вера в устои душ и человеческой, главный из которы х — чувство родины , р ода, д о м а , д ер ж а т несломленным старого крестьянина А лександра Васильевича, героя повести Л еон и да Ф ролова («К сы н у»), А л ександру Васильевичу мало знать, что «ж изнь идет», а раз «ж изнь идет», то это сам о по себе у ж е и хорош о. Ему ещ е о б я зательно н адо знать, «куда идет жизнь», и в одиноких своих раздум ьях он с болью видит, что ж изнь идет порою и не вперед, а у ж е к уда-то вбок... П отом у он и остает ся — у ж е из последних сил — неслом лен ным в своих вечных и верных взгл ядах на сем ью , д ом , род. О стается навсегда воз м ож ностью дл я своих детей выйти на вер ную дор огу. П отом у и звучит упреком н а шей суете, суетным псевдоценностям — его чувство родины , которое и есть крестьян ская судьба. С борник удивительным, но естественным обр а зо м 'роднит этого реалистически напи санного, русского крестьянина со сказоч ные героем повести-притчи Ф азиля И скан дер а (« Д ж а м х у х — Сын О леня»), Э та по весть, переплавленная поэтическим в ообра ж ением автора, полна ю м ора, ж ивы х ха рактеров, вся она — утверж ден и е незы бле мых, абсолю тны х нравственны х ценностей, одн а из которы х лю бовь к правде. Т ем а взаим освязанности лю дей в общ ем великом д ел е возникает у ж е в «А дмирале» А лександра П р охан ова. Н равственны й, фи лософ ский план этой темы разрабаты вает Б ори с Василевский («О тч ет»), К ак жить, как справиться с памятью , бол ее т о го— име ет ли человек « п р а в о б ы т ь н е с ч а с т н ы м — такие вопросы встаю т п еред ге роем повести, к огда он возвращ ается к истокам своей судьбы , к огда в этой за гу б ленной сибирской реке, во всей этой м ест ности, утративш ей почти все, что составля л о ее к расоту и д уш у , герой узн ает себя сам ого, себя тепереш него. Сколь велика и тя ж ел а мера ответственности за его м ол о ды е д ел а , к огда, будучи поисковиком, он работой своей переменил столько человече ских су д еб . И к лучш ем у ли переменил?.. Юрий С теф анович («С нега») пиш ет о д р у гом районе З аур ал ья, о другой стройке, о др уги х лю дя х, но повесть его очень связана с «О тчетом» Б ориса В асилевского, посколь ку показы вает д ел о , повседневны й тр уд, ри сует лю дей, которы е своими руками и со творили из «юнош еской вечной зем ли» то, что она теперь представляет, а из романти ческого ю ного героя — того человека, ко торый теперь с тр удом и болью ищет н е разруш енны й участок своей душ и, своей судьбы , чтобы опереться на него и не про пасть окончательно. «С нега» — повесть точ ная, ж естк ого взгляда и письма, см елая. З д есь есть и сцена ЧП — п ож ар, то, что стало типическим в сочинениях о произ водстве. Н о у Юрия С тефановича пож ар этот — не деж урны й , пустой упрек «суро вой природе», не п овод для аврального вы явления показательного героизм а персона ж ей , п ож ар в его повести — это крик ав тора, возм ущ енного губительной н еразбери хой, крайними беспорядкам и, которы е тво рятся на описы ваемой стройке. Сергей Есин («П роизводственны й конф ликт») не вдается особенно в детали и п од робности производственной неразберихи, хотя и обозн ачает ее точно. Автор прямо спраш ивает: а кому именно вы годна эта производственная неразбериха? К то ее ор ганизовывает? К то, ловча и спекулируя на ней, стриж ет купоны, обворовы вая ближ ни х и дальних? Сергей Есин являет нам два типа совре менных убеж ден ны х дезорган и заторов о б щ ественного п роизводства, рисует эти ти пы социологически точно и психологиче ски достоверн о. Первый — дем агог, усвоив ший собетскую и партийную ф р азу и п оста вивший эту ф р азу себе в усл уж ен и е, д ем а гог, усвоивший все методы тайной борьбы — от кляузы -анонимки, д он оса, д о м етоди ческого ночного обзванивания «нуж ны х и ненуж ны х лю дей». Э тот деятель п ланом ер но дестаби ли зи рует работу коллектива и сам ж е критикует создавш ееся полож ение. Э тот деятель практически н е р а б о т а е т , а только утверж дается на своем м есте лю быми средствам и. Э тот деятель удачно вы брал позицию зорк ого соглядатая, чтобы д а ж е малейш ую ош ибку своего рук оводи теля не просто ущучить, но и, р аздув ее д о невероятны х разм еров, сам ом у ещ е б ол ее . утвердиться, а начальника п околебать, по ставить в зависим ость от себя. С уть *ипа обн аж ен а С ергеем Есиным предельне — работа только на себя, никакой другой и де ей, кроме собственного благополучия, этот человек не руководствуется, хотя и дел ает видимость деятельности, тайно меш ая р а б о те и явно крича о бесп орядк ах. П о д стать П рохору Д аниловичу Ш уйско му и К онстанция М ихайловна — пустейш ая дам очка-псевдоинтеллектуалка, проф ессио нально беспомощ ная, но артистически усв о ившая путаную миш уру ф раз, н абор выра зительных поз, мелкое интриганство, пол ную беспринципность. В се она дел ает неле по и неряш ливо, но с дем онстрацией св ер х усилий, с истериками, с намеками на некие тайны закулисны х дел, при этом всячески 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2