Сибирские огни, 1986, № 8
у ш№шай полки Вячеслав Назаров. Научно-фантастические повести. Красноярское кн. изд-во, 1985. О жизни и творчестве Вячеслава Алексе евича Назарова приходится, к сожалению, говорить в прошедшем времени, и это, ес ли посчитать, плохо вяжется с двумя край ними датами «1935—1977 гг.», которые сто ят на его памятнике. Утешает в какой-то степени лишь то, что «мало прожито, да сделано немало...». Мы были немного знакомы с Вячеславом Назаровым, встречались несколько раз в Новосибирске и в Москве. В ту пору он был кинодокументалистом, работал режис сером кинокомплекса на Красноярском те левидении. Как окончил он факультет жур налистики МГУ в 1958 году, так сразу же и в ы б р а л Сибирь, которая захватила его и стала родной до конца дней. , В Красноярске вышла первая книга сти хов «Сирень под солнцем», в 1964-м — вто рая — «Соната». На совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в Чите он был рекомендован и в 1966 году принят в Союз писателей СССР. Чуть' поз же Назаров стал одним из первых лауреа тов премии Красноярского крайкома комсо мола. Словом, если судить только по ан кетным вехам, движение по жизненной спирали, как и «восхождение на Парнас», происходило без сучка и задоринки. Но так ли это? Родился он в Орле. В шесть лет оказался с больной матерью на оккупированной вра гом территории. Голод, холод, издеватель ства... Всего успел натерпеться в своей ко роткой жизни Вячеслав Назаров, а точнее скажем — в жизни без детства. Позже, вступая в Союз писателей, он напишет в автобиографии такие выверенные болью строки: «Я до сих пор просыпаюсь по но чам от лая овчарок, которых натравливали на меня... пьяные эсэсовцы. Иногда в сло манном дереве мне чудится виселица, кото рая стояла в центре села, а в стуке дождя —шальные пулеметные очереди, которыми ночью скучающие часовые прочесывали де ревенские сады. Никогда-никогда не забу дется мне немец, который стрелял в меня, когда я копал на брошенном поле прошло годний гнилой картофель... Немцы, отступая, сожгли нашу деревню, а мы с матерью две недели прятались в брошенном окопе. Над нами гудела, обжигая и калеча землю, Ор ловско-Курская дуга». Он много ездил по Сибири, снимал филь мы о строителях Снежногорска и Красно ярской ГЭС, охотниках и животноводах Тувы, Хакасии и Эвенкии, металлургах Но рильска, рыбаках сибирского Севера. Ха рактерно, что большинство кадров в этих фильмах сопровождались стихами Назаро ва. А за ленту «Память» он был награжден дипломом I степени Центрального штаба Всесоюзного похода комсомольцев и моло дежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Именно в этот бурный творческий период у него родились прозрачно чистые строки о России: «Работа наша — Россия, мятеж ее и покой, и чтобы от нашей силы была она чуть другой — хотя бы на самую ма лость, на дерево или дом... И чтобы это осталось, когда навсегда уйдем». Не знаю, постепенно ли, но из кинодоку менталиста, публициста и поэта «для взрос лых» Назаров становится по преимуществу писателем для юношества, фантастом. Все возражения на этот счет заранее и реши тельно отклоняю, т. к. уверен, что фанта стика (какой бы изощренной она в послед нее время ни была — вплоть до преслову того Бонда) как жанр в самой изначально- сти своей предполагает влияние прежде всего на юношеские умы. Вспоминаю последнюю встречу с Вячесла вом Назаровым. Он уже бесповоротно сто ял на стезе научно-фантастической литера туры, искал в ней свои, нехоженые тропы, не всегда находил их, мучился, страдал, продолжал поиски эти и... тревожил, трево жил, тревожил свое больное сердце. На вопрос о новых задумках поморщил ся: «А, все это паруса из тетрадных лист ков, бумажные кораблики. Нет, надо все по-другому, старикі..» В повести «Зеленые двери земли» Вяче слав Назаров пронзительно точно описал ряд болезненных ощущений, которые испы тывал один из героев — «сухонький, дели катно торопливый... профессор» Иван Серге евич Панфилов: «Словно тонкая дрель все глубже и глубже входила под левую лопат ку, глухой болью отдавая в плечо. Боль давила риски, скапливалась где-то у над бровий, и тогда перед глазами порхали черные снежинки...». Говоря словами Назарова, будем считать, что «черные снежинки» —один из зритель ных импульсов, не свойственных здоровому человеку. К сожалению, перед глазами мо лодого писателя они порхали в последние годы все чаще... Есть у него в повести «Синий дым» такие стихотворные строки, вернее, песенный куплет-рефрен: 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2