Сибирские огни, 1986, № 8

различные акмеисты, имажинисты и прочие декаденты. Так же как Пушкину гораздо ближе оказался Маяковский, нежели сто­ явший рядом с ним по времени, да и по сословной принадлежности Афанасий Фет, не говоря уж о более мелких служителях искусства для искусства. Именно это — активное отношение поэта к действительности и ответственность за нее — и роднили прежде всего Пушкина и Маяковского. Именно это — гражданское служение словом своему народу, а не впол­ не естественные различия поэтической фор­ мы их стиха — и является главным и об­ щим для них. И это-то главное и соединило их. И не могло не соединить. Пушкин соз­ дал ту реалистическую и гуманистическую по содержанию и совершенную по форме поэзию, опираясь на которую В. Маяков­ ский — после многих лет плутания этой поэзии по закоулкам декадентщины — вновь вернул ее гражданственности. Вер­ нул на новом этапе развития и .общества и поэзии. Вот почему оба великих находятся, ря­ дом. Вот почему толпы благодарного чита­ ющего народа бушуют каждый год у па­ мятника Пушкину и памятника Маяковско­ му, стоящих на соседних площадях в Моск­ ве. На одной из них завершаются пушкин­ ские праздники поэзии, на другой — праздники советской поэзии. Пушкин и Ма­ яковский, стоящие рядом и пожимающие друг другу руки (помните обращение В. Маяковского к А. Пушкину: «Дайте ру­ ку!»), плывут на одном «Пароходе совре­ менности». Плывут сквозь день сегодняш­ ний в утро дня завтрашнего. И плыть им в этом торжествующем единении долго. Ведь не случайно же сказал один поэт другому: У меня, да и у вас, в запасе вечность. ❖

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2