Сибирские огни, 1986, № 8
различные акмеисты, имажинисты и прочие декаденты. Так же как Пушкину гораздо ближе оказался Маяковский, нежели сто явший рядом с ним по времени, да и по сословной принадлежности Афанасий Фет, не говоря уж о более мелких служителях искусства для искусства. Именно это — активное отношение поэта к действительности и ответственность за нее — и роднили прежде всего Пушкина и Маяковского. Именно это — гражданское служение словом своему народу, а не впол не естественные различия поэтической фор мы их стиха — и является главным и об щим для них. И это-то главное и соединило их. И не могло не соединить. Пушкин соз дал ту реалистическую и гуманистическую по содержанию и совершенную по форме поэзию, опираясь на которую В. Маяков ский — после многих лет плутания этой поэзии по закоулкам декадентщины — вновь вернул ее гражданственности. Вер нул на новом этапе развития и .общества и поэзии. Вот почему оба великих находятся, ря дом. Вот почему толпы благодарного чита ющего народа бушуют каждый год у па мятника Пушкину и памятника Маяковско му, стоящих на соседних площадях в Моск ве. На одной из них завершаются пушкин ские праздники поэзии, на другой — праздники советской поэзии. Пушкин и Ма яковский, стоящие рядом и пожимающие друг другу руки (помните обращение В. Маяковского к А. Пушкину: «Дайте ру ку!»), плывут на одном «Пароходе совре менности». Плывут сквозь день сегодняш ний в утро дня завтрашнего. И плыть им в этом торжествующем единении долго. Ведь не случайно же сказал один поэт другому: У меня, да и у вас, в запасе вечность. ❖
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2