Сибирские огни, 1986, № 8
«Левый марш», «Необычайное приключе ние...», «Приказ № 2 армии искусств», на писанные до 1924 года. Таковы значитель ные по содержанию стихи «Пролетарий, в зародыше задуши войнуі», где многие стро ки можно до сих пор читать как написан ные только что, про наши сегодняшние Дни. Таковы и стихи из заграничных циклов. Не поступись гражданственностью и ре волюционным пафосом поэзии, не изменяя злобе дня и Демократической лексике сти ха,- но обогатившись от соприкосновения с культурой поэтики великого предшествен ника эмоционально, поэт обретает способ ность обращаться не только к сознанию чи тателя, но и к его сердцу, ибо стих его Стал разнообразнее и тоньше, приобрел лириче ское звучание. Вдруг сквозь строй «прика зов» и «маршей», не отвергая их, но и не останавливаясь перед ними, стали проби ваться нежнейшие ноты человеческих чувств. И хоть поэт еще иногда и деклари рует свое неприятие лирики: Нами лирика в штыки небднократно атакована, ищем речи точной и нагой... — речь его, оставаясь точной, уже не хочет быть такой «нагой», какая свойственна бы ла стихам-плакатам. Лирическое чувство ведет за собою другой стих и другую инто нацию. Не домой, не на суп, а к любимой в гости две морковники несу за зеленый хвостик. Шло обогащение стиха — не только те матическое и словарное, но ритмическое и интонационное. Наступало время ясного и пронзительного видения и выразительного изображения, приходящего к художнику в пору его духовной зрелости. Наступало время исповеди. Появились стихи, отмечен ные не только предельной ясностью мысли — этим поэт отличался в пору его зрелос ти всегда,— но ясностью и прозрачностью слова, стиха, доверительностью интонации и тона, которые ранее не всегда посещали его строку. Ты посмотри, какая в мире тишь. Ночь обложила небо звездной данью. В такие вот часы встаешь и говоришь векам, истории и мирозданыб. С«- Неоконченное») Или — там же: Я знаю силу слов, я знаю слов набат. Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек. Эти свойства — предельной ясности мы сли и выношенности чувства в сочетании с классически прозрачным и вместе напря женным стихом с особой силой сказались в поэме «Во весь голос», многие строки ко торой давно разошлись на цитаты. Из этой поучительной истории отношений 166 В. Маяковского к А. Пушкину можно из влечь несколько уроков. Первый и наибо лее общий из них: настоящий художник, каким бы сложным ни был его путь, в кон це концов не может не прийти к выводу, что подлинное развитие искусства невоз можно без наследования. Поэтому и воз вращение В. Маяковского к Пушкину нель зя рассматривать как отступление назад. Нет, это было лишь справедливым и неиз бежным признанием достижений предшест венника, создавшего базу, опираясь на ко торую только и мог настоящий поэт совре менности Достичь успехов действительных, а не мнимых. Во-втОрых, пролетарский поэт отрицал наследие предшественника не вслепую. От рицая, он изучал это наследие. И изучение это неизбежно приводило его к выводам и взглядам более объективным, чем это име ло место у многих его сподвижников, отри цавших культуру прошлого в силу плохого ее знания. И третье. Как всякий настоящий худож ник, В. Маяковский был объективнее само го себя — человека. Отсюда и несовпаде ние его внутреннего, истинного отношения к тому же Пушкину с его некоторыми за явлениями, часто Провоцировавшимися, впрочем, его групповым окружением. Истинное его отношение к культуре было, как показывает опыт, глубже и вернее его внешнего проявления. В этом смысле любопытна незаконченная заметка Н. Асеева «Маяковский и Пушкин», набросанная им в 50-е годы и лишь в про шлом году впервые опубликованная в 93-м томе «Литературного наследства». «Я двад цать лет без малого знал Маяковского как человека,— пишет Н. Асеев,— встречался с ним многие годы чуть ли не ежедневно, и все-таки как художника, оказывается, знал его очень несовершенно,- поверхностно. Я думал, что в искусстве он так же просто душен и прямолинеен, как в жизни, так же мальчишески надменен и неприступен по отношению к чужим, несочувствующим лю дям, так же деятельно весел и открыто дружелюбен по отношению к своим. Я по лагал, что в этой цельности его натуры, одинаково яркой и в жизни, и в искусстве, заключается полновесность, убедительность его дарования, непререкаемость его взгля дов и вкусов в искусстве и в жизни! Одна ко длительный жизненный опыт доказал мне, Что это не совсем так, или, вернее, совсем не так. Оказалось, что в творческом своем бытии Маяковский гораздо слож нее, многограннее, глубже и неузнаннее, чем в обычной, каждодневной, наблюдаемой извне жизни». И далее, говоря о том, что сближало В. Маяковского с Пушкиным, Н. Асеев замечает: «Их человеческие черты во мно гом могут быть сближены по своим прояв лениям. Та же горячая любовь и ненависть, то же желание быть хозяевами в своем до му, в своем деле... Это — их человеческие черты. Но творческое начало у обоих вы ше человеческого или, по крайней мере, выше среднечеловеческого уровня понима ния жизни и ее назначения». Вот это-то высокое «творческое начало», которым в высшей'степени был наделен В. Маяковский, и помогло ему понять значение наследия, оставленного великим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2