Сибирские огни, 1986, № 8
Я считаю, обходя бульварные аллеи, сколько наследили юбилеи? , Пушкин, Достоевский, Гоголь, Алексей Толстой . , в бброде у Льва. Не завидую — у нас бульваров много, каждому найдется бульвар. Здесь есть еще соль иронии. Но, что бо лее важно в данном случае, строки эти уже согреты теплом примирительного доб родушия к самому предмету иронйи. Слу чай в поэзии В. Маяковского не частый. И —«не случайно! В следующем году, когда отмечалось 125-летие со дня рожде ния Пушкина, В. Маяковский пишет «Юби лейное» — стихотворение, в котором пре дельно ясно определяет свое сложившее ся к этому времени отношение к класси ку. Уже само обращение к еще недавно отрицаемому и сбрасываемому с «Парохо да современности» предшественнику: «Александр Сергеевич^ разрешите пред ставиться. Маяковский»,— говорит о мно гом. После признания чисто человеческо го—«Мне приятно с вами», идет призна ние более важное —поэтических досто инств великого поэта и его мастерства, столь ценимого В. Маяковским вообще. Были б живы — стали бы по Лефу соредактор. Я бы и агитки вам доверить мог. Раз бы показал: — Вот так-то, мол, и так-то... Вы б смогли — у вас хороший слог. представителям «ревискусства», вроде вы сказывания о том, что «чтивом советских масс классики не будут». Но прймо с именем Пушкина эти высказывания уже никогда не связывались. Более того, что касается именно Пушкина, то все после дующие после «Юбилейного» высказыва ния Маяковского о Пушкине носили ха рактер не только лояльный, но прямо про тивоположный тому, какой высказан был при оформлении футуристской платфор мы 1912 года. Однажды признав в своем предшественнике союзника, он уже никог да не изменял этому отношению к нему. Признав в Пушкине поэта, он признал в нем как бы и соратника. Отсюда и стрем ление В. Маяковского всячески пропаган дировать великого классика и его насле дие. В 1925 году, по приезде из США, он выступает с обширной программой перед слушателями. В эту программу, под впе чатлением от встреч с угнетаемым нацио нальным меньшинством Северной Америки, он включает пункт: «Негритянский вели кий поэт А. С. Пушкин». В 1927 году на диспуте «Пути и политика Совкино» он называет Пушкина «наиболее замечатель нейшим за все время существования Рос сии поэтом». И уточняет: «Пушкин был революционер для своего времени». А в 1928 году, в связи с проектом построить Дом Госиздата на Страстной площади (ныне —площадь Пушкина), пишет сти хотворение «Шутка, похожая на правду», ставшее пророческим: Пускай по-новому назовется площадь, асфальтом расплещется, и над ней — страницы печатные мысль располощут от Пушкина до наших газетных дней. Еще более высокое признание досто инств Пушкина звучит в следующих стро ках, в которых, кстати, автор не очень щадит самолюбие друзей и соратников автора по «'Лефу»: Что ж о современниках?! Не просчитались бы, за вас полсотни бтдав... В конечном счете все это сливается в единое чувство уважения, любви и горечи по поводу преждевременной гибели ге ниального предшественника, чувства, кото рое только и мог высказать один великий другому: Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых. А перед этим еще было сказано — не маловажное: у. меня, да и у вас, в запасе вечность... Еше и позднее бывали у пролетарского поэта срывы в этом смысле, свойственные Таков был нелегкий и непрямой путь В. Маяковского к Пушкину, приведший к их встрече. История поучительная тем более, что для В. Маяковского сближение с Пушкиным было не просто признанием авторитета классика, но неизбежно знаменовало обога щение его собственного поэтического арсе нала. Чем ближе подходил В. Маяковский к Пушкину, тем яснее становился его язык, глубже мысль, органичнее и естест веннее образная система и весь его стих в целом. Это благотворное влияние можно проследить почти на всем творчестве В. Маяковского не только в двадцатые годы и особенно после 1923—1924 годов, но и гораздо ранее. Подспудная работа, как мы уже отмечали, началась в поэте на бо лее раннем этапе. В результате на смену декларативности и плакатности начинает приходить, с одной стороны, эмоциональ ное наполнение стиха. С другой стороны, из стиха этого уходит его образное пере насыщение, излишняя экспрессивность, уби вающая живую плоть слова. Строка, а за нею и нить эмоционального напряжения, рвавшиеся от произвольного излома ритма, обретают спокойную естественность звуча ния. Именно этими свойствами отмечены стихи «Хорошее отношение к лошадям», 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2