Сибирские огни, 1986, № 8
и мужественным словом в защиту великого предшественника. Открытые при помощи революции «про пасти сознания» помогли Блоку не только встать над своим классом, но и над самим собой, подняться выше личных обид, уви. деть за частным и личным—общее, а в «музыке революции»' услышать музыку своей души. В эти послеоктябрьские дни, живя и ра ботая с революцией, поэт в уже упомя нутой выше речи «О назначении поэта», возвращает революции «веселое имя» Пушкина, подготавливает к изданию книгу стихов и поэм Лермонтова, для которой, не довольствуясь старыми жизнеописаниями поэта, сам пишет его биографию. «Разорванный ветром воздух» октябрь ских дней помогает ему окончательно осво. бодиться от всякого рода Мережковских и открывает его взору то истинное, что отличало немногих лучших поэтов того времени, в частности Маяковского и Есе нина, не утративших связей с живой жизнью. Имена двух этих поэтов появляют. ся в дневнике Блока все чаще и чаще. Находясь между Пушкиным и Лермонто вым, с одной стороны, и Маяковским и Есениным —- с другой, он, обнимая бурю революции, тем и другим подал свои руки и как бы соединил их. Электрический ток свободолюбивой поэ. зии Пушкина и Лермонтова, прошедший через скорбное и гневное сердце Некрасова, принятый сердцем Блока и подключенный им к батареям революции, был затем — в частности через поэму «Двенадцать» — передан его младшим собратьям и наслед никам— Есенину и Маяковскому... Жизнь поэта, по выражению А. Твар- Не отзвенела Когда начинаешь думать об уникальных явлениях русской поэзии первой половины века, в сознании неизбежно и в первую очередь всплывает звонкое имя Сергея Есе. нина. Этот поэт ни на кого не похож и ни с кем не сравним. Его голос звенит, как серебряный колокольчик и как берестяная флейта. Иногда мне даже кажется, что поэт и родился прямо с певучим пастуше ским рожком в руках. Самое имя, его—- Сергей Есенин — звучит как музыка, чис тая и светлая. Так светло и чисто звучат только голоса птиц и детей. А между тем жизнь его была непростой, а- поэтическая судьба— тем более. Это в особенности относится к судьбе по эзии С. Есенина после его ухода. Его по эзия жила и живет, как живой организм, встречающий на своем пути препятствия и пробивающийся сквозь них. Или как мор ская волна, накатывающаяся время от вре. мени на берег. Накатам этим с самого начала была свойственна определенная пе риодичность. Я знаю три таких периода, когда приливная волна поэзии С. Есенина поднималась наиболее высоко. Первый из них совпал по времени с двад. цатыми годами. Я, впервые более или менее осознанно потянувшийся к книге в самом начале тридцатых годов, застал уже 156 донского, «была полна огромного внутрен него напряжения, бесстрашия, всегдашнего непокоя, самоотвержения и груда, которые только и делают великих поэтов. Сколько нужно было внутренней силы, чтобы через бездну предрассудков среды, 'литературной школы, из глубин старой культуры и ча. щобы новейших декадентских «премуд ростей», отвергая и осуждая бесповоротно эгоизм старого мира, выйти на одну дорогу с народом к революции и славить ее». К этому, кажется, трудно' что-либо до бавить. Разве вот еще что. Путь Блока — это путь неустанной борь бы не только за право быть с народом в, революции, но и за право быть самим собой. Но две эти задачи поэта сливались счастливо в одну. Ибо борьба за право быть самим собой как раз и означала для него быть с народом и революцией. Его сердце, открытое всем ветрам и молниям революции, кровоточило на этом ветру. Но поэт лишь шире раскрывал его навстречу этим ветрам и этим молниям. Блок любил повторять слова молодого Вагнера о том, что, когда начинает звучать в воздухе революция, ответно ей звучит му зыка искусства. Поэт в полной мере под твердил живучесть и жизнестойкость этой истины, подтвердил всей своей жизнью в поэзии и революции. И оглядываясь на эту жизнь, мы вправе сказать о ней сейчас словами другого великого композитора — Бетховена, чья музыка была близка вели кому Ленину, что такая жизнь подобна пути «через тернии к звездам». Через тернии классовых и сословных пут и пред рассудков— к светоносным и обжигающим звездам пролетарской Революции, роща золотая окончание этой приливной волны. Я уже не захватил того похвального увлечения поэзией Есенина среди грамотной сельской и городской молодежи, которым были от мечены двадцатые годы. Но и при мне, подростке, еще многие мои однокашники, особенно те, что постарше, спрашивали- его книги в нашей школьной библиотеке, где их как раз к тому времени уже и не было. Помню, как в деревне, где я бывал у своих родных, парни и девушки пели на его стихи песни— под гармошку, а то и без всякого музыкального сопровождения. Помню, как пели их в нашем районном го. родке— в том числе и студенты педучили ща, где я учился тогда и в общежитии которого бывал иногда с моим другом Ве ней Козловым, талантливым молодым ху дожником и любителем поэзии. Тут уж пели под гйтару. Не могу сказать, чтобы мне лично эти песни очень уж нравились,— скорее наобо рот. Происходило это, видимо, потому, что распевалось, как правило, не лучшее. Или, по крайней мере, искаженное и замусорен ное, под самодеятельно подбираемые, рас. хожие мотивы. А лучшего, того, что •сос тавляет драгоценную суть Есенина и что открылось мне позднее, я тогда, как и мои товарищи, еще не знал,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2