Сибирские огни, 1986, № 8
его, А. Белого и моему: «изменники». Не по дают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья искренняя, но нельзя «простить...» 28 января: «Двенадцать»... 29 января: «Страшный шум, возрастаю щий во мне и вокруг». Это, на первый взгляд странное, призна ние— «шум, возрастающий во мне»,— сле дующее сразу за сообщением об окончании поэмы, становится понятным, когда прочи таешь следующую фразу записи: «Этот шум слышал Гоголь...» Как видно, речь идет о том состояний, которое пережил Гоголь, заканчивая «Мертвые души». Признание примечательное, говорящее о том, как оце. Нивал поэму сам Блок. Последняя строка записи лишь подчеркивает эту мысль. Эта строка звучит так: «Сегодня я— гений...» Поэм,а дышит пафосом борьбы и победы, каждая строфа ее овеяна духом револю ционной романтики. В свободной поступи стиха слышна музыка Революции. Это ощущение свободы, простора и вих ревого движения в поэме в значительной' мере достигается благодаря свободному стиху и подвижному, свободно меняюще муся ритму, унаследованному поэтом у ав тора «Кому на Руси жить хорошо» и соединившему их с лексикой революцион ного лозунга и приемами «фабричной» Поэзии, с ее частушкой и присвистом, впле тающимся в посвист снежного бурана, бури революции. Того самого бурана, в снеж ных столбах которого, кстати сказать, ви дится поэту призрак того Исуса Христа («Впереди —Исус Христос»), который не раз приводил потом в замешательство не которых архиреволюционно мыслящих тол кователей поэмы. А между тем причин для такого замешательства не было и нет: Христос в данном случае— отнюдь не дань религии и богу, но всего лишь—символ, условный знак той высшей Правды, Исти ны, за которую пошел на революцию народ. Другое дело, что для обозначения этой революционной истины, возможно, более пригодными оказались бы какие-то Другие Символы. Но их тогда не оказалось в рас поряжении поэта, о чем, как нам известно, й сам ониногда сожалел. Свидетельством Гому служит хотя бы запись в его дневнике от 10 марта: «...Я иногда сам глубоко не навижу женственный Призрак...» Поэт, не оглядываясь на потери, понесен ные ИМ В пути К цели всей его жизни, и не жалея усилий, которых ' стоил ему этот путь, пришел, пробился, продрался к ре волюции. Почти полтора года спустя после октября 1917 года и спустя некоторое время после написания «Двенадцати», оглядываясь на свою долгую и трудную дорогу, он прихо дит к выводу: «Путь среди революций; верный путь...» А между тем революция, невзирая на то, что поэт всеми силами души стремился к ней и приветствовал ее, обходилась с ним не очень и ласково. В октябре 1918 года пытаются реквизировать его петроградскую библиотеку, которую спасло заступничество А. В. Луначарского’. В феврале 1919 года он двое суток находится под арестом нр Гороховой, как видно, попав туда по лож ному доносу или необоснованному подозре. нию. Летом того же года реквизируют часть его квартиры, которая осенью того же гоДа возвращается ему. В эти же дни вместе с усадьбой он теряет свою шахматовСкую библиотеку. И нигде— не только, в стихах или стать, ях, но даже в дневнике— ни слова упрека и осуждения. А ведь временами было не человечески больно, о чем свидетельствуют хотя бы те две записи, которые сделаны были летом 1919 года и в начале 1921 года, В первой из них, Когда поэт, видимо, осо бенно устал от недоверия к нему, сказано: «Руки на себя наложить...» Во второй, сделанной полутора годами позднее, записа. но: «В маленьком пакете, спасенном Андре, ем из шахматовского дома и привезенном осенью: листки Любиных тетрадей.... Листки из записных книжек, куски погибших ру кописей моих... кое-какие черновики сти хов...» Констатация совершившегося — и только! Совершившегося и не могущего, по убеж дению самого поэта, не совершиться, когда над землей проносятся клубящиеся вихри революционной бури. «Горе тем,— пишет он в это время,— кто Думает найти в револю ции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снеж ный буран, всегда несет новое и неожидан ное». Именно к этому грозовому вихрю, несу щему освобождение народу и его искус- ству, и устремляется поэт, не только не ду мая о том, какие личные потери несет ему этот вихрь, но постоянно считая виноватым себя перед народом, виноватым хотя бы виною своих предков. Не случайно ведь в статье «Интеллигенция и революция» он пишет, обращаясь к тем слоям интеллиген ции, которые еще не осознали своего долга перед революционным народом: «Но ведь за прошлое отвечаем мы?.. Или на нас не лежат грехи отЦОв?..» Блок был не только1начисто лишен чув ства эгоизма в любых его проявлениях, но являлся больной совестью русской интел лигенции. Эта совесть требовала от него, как ему представлялось, искупления веко вой вины своего класса. Пути к этому ис куплению поэт видел в одном—в служении революции. Вместе с тем служение революции, в по нимании поэта, не только искупало его ви ну перед народом, но и открывало перед ним самим, иятеллигенгом-художником, неведомые до этого возможности для про явления своего духа, своей личности. В том же году, когда была написана статья «Интеллигенция и революция», появ ляется еще одна статья Блока —«Исповедь . язычника», где есть такие примечательные слова: «Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти сознания, которые были крепко закрыты». Безоглядно идя навстречу «грозовому вихрю» и «снежному бурану» революции, он, однако, не принимает мусора, поднима емого этим вихрем, за звездную пыль ре волюции. Когда футуристы, обуреваемые левацкими завихрениями, предложили «сбросить» Пушкина С парохода современ ности, Блок первым выступил с трезвым 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2