Сибирские огни, 1986, № 8

н а р у ж у огненной лавы новы х револю цион­ ных потрясений. С татья бы ла н аписана в ноябре. А 22 д ек а б р я поэт сдел ал запись, т а к ж е у ж е приводивш ую ся выше. П риве­ дем е е ещ е раз; «Перейти внутреннюю Непрядву. Н а р о д в революции был не с нами». Э то «бы л не с нами», это поним ание св о­ ей оторван н ости от н ар ода, ср аж авш егося на б а р р и к адах 1905 го д а и готовящ егося к новым битвам , мучивш ее и тер завш ее сер д ц е п оэта бесп рестан но, приводит его к мысли о н еобходим ости добави ть к циклу ещ е о д н о стихотворен ие. И на д р у го й ден ь п осле дневниковой записи он со зд а е т пятое сти хотвор ен и е цикла — «О пять н ад полем К уликовым ...», стихотворен ие, к оторое и стал о, в к онц е концов, заключительным и к отор ое не тольк о заверш и ло на то вре­ мя круг мы слей поэта о су д ь б е родины и н а р о да , о су д ь б е револю ции и интеллиген­ ции в ней, но предельно ясно выявило цель автора, замы сливш его этот цикл. За тишиною непробудной, З а разливающейся м глой Н е слы ш но грома битвы чудной, Не видно м олньи боевой. «З а тиш иною непробудн ой» — это, как мы теперь я сн о видим, конечно ж е, — не о К уликовской битве, н о — о дн я х одичания и м рака, последовавш их за разгром ом револю ции. П оэт, в о зм о ж н о , ещ е не понимал тогда в сех задач и целей революции, но он, с его сердц ем , всегда устремленным к новом у, грядущ ем у, не м ог н е ж елать победы этой револю ции. И он предвидит эти новы е дни и новы е револю ционны е битвы: Но узнаю тебя, начало В ы соких и мятежных дней!.. И бо: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.— Молись! Н астал его час, час лирического героя в сего цикла, час сам ого п оэта, ч ас русской интеллигенции, которой пришла пора « П е­ рейти Н еп р ядву» и встать в ряды борю щ е­ гося н ар ода. «П рош лое страстно глядится в гр я д у ­ щ е е ...» — ск а ж ет поэт п озд н ее, у ж е в 1913 го ду , сн ова в озвр ащ аясь в свои х раздум ьях к урок ам прош лого родины . Н е у х о д в прош лое от н астоящ его, не бег­ ств о в в оспом ин ан ие о давн ей , хотя и славной старин е, н о ж а д н о е п рипадение к страницам героической и стории н ар ода как к еди нствен ном у н езам утн ен н ом у и обн ов­ л яю щ ем у источнику силы , не воспом инания «давн о м инувш их дней» и дел , н о испы­ тующ ий и взы скивающ ий взор сквозь ге­ роические картины прош лого на дела* и за ­ дачи дн я сегодн яш н его и завтраш него — вот тот горючий м атериал, которы й п одв и ­ гал его на сози д ан и е цикла «Н а поле К ули ­ ковом ». О т зар ева дал ек и х и бескрайних степны х п ож ар ов К уликовской битвы поэт снова за ж и га л ф акел, которы й стал угасать в сер д ц а х ш ироких слоев интеллигенции в сл ед за угасан и ем зар ева 1905 го д а . З а ж ­ ж енны й за н о в о от н егаснувш его огня вели ­ 152 к ого прош лого родины , ф акел эт о т вновь осветил п оэту его пути к бурям б у д ущ ей револю ции. Т аков итог обращ ен и я поэта* к далеким дням русской истории в ч ас его м учитель­ ных размыш лений о св ои х за д а ч а х п ер ед лицом дн я грядущ его. 2. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ЗВЕЗДАМ К огда вы чи таете стихи р ан н его Б лок а п одр я д, идя в след за ним от 1898 го да , которы й он считал началом созн ател ьн ого творческ ого пути, д о 1905 го д а , т. е. д о появления сти хов «М не снились веселы е д у ­ мы ...», «Ф абрика», «Б арк а ж и зн и », «Сы ­ тые» и некоторы х др уги х, зн ам ен овавш и х начало н ового этап а в ж изн и п оэта, вас не п ок и дает ощ ущ ен и е того, что вы и д е т е п о к ак ом у-то п ол утем н ом у п ер ех о д у , п ер е, кры том у не очень прозрачны ми св одам и , ограж даю щ и м и этот п ер ех о д от прямых лучей сол нц а и дун ов ен и я ж и в ого о св еж а ­ ю щ его ветра. И вам все б о л ее начинает н е. до ст а в а т ь этого света и эт о го в о зд у х а . Мы живем в старинной келье, У разлива вод,— сообщ ает поэт в одн ом из стихотворений этого, раннего, п ер и ода. Брожу в стенах монастыря, Безрадостный и темный инок,— говори т в д р у го м сти хотворен ии . Д ал ьш е и дут признания такого ж е рода: Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Или: Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. И так д а л ее, и так д а л ее. В от предм еты и понятия, которы ми ок р у­ ж ен поэт эт о го п ериода: «сны », «тум аны », «тени», «призраки», «виденья», «сум ерки», «тайны», «темницы », «алтари», «ж ертвен ни ­ ки», «кельи», «сераф имы », «ангелы », «вл ася­ ницы»., «ризы », «свечи», «лики», «ю доль», «рок», «храмы », «чертоги», «соборы » и «хоры ». А вот окраска этих п редм етов и понятий: «мутный», «скорбны й», «тум анны й», «л уч е­ зарны й», «несказанны й». И снова « тум ан ­ ный». И не о д н а ж ды — «непостиж ны й». И ещ е, и ещ е р а з — «несказанны й»... А в 1918 го ду , то есть д вад ц ать лет сп устя после п ризнанного им сам им начала поэтической работы , Б лок со зд а ет « Д в е н а д ­ цать», содер ж ан и ем которы х, как и звестно, являю тся отню дь н е «соборы » и «хоры », но: Винтовок черные ремни, Кругом — ОГНИ, ОГНИ, ОГНИ... М еж д у двум я этими датам и — 1898— 1918 — весь путь Б лока поэта и гр а ж д а н и ­ на. П уть стремительный и ц ел еустр ем л ен ­ ный, бесп ощ адн о честный и бесконечно п о ­ учительный. Н а этом пути — у ж е упом и навш и еся нами стихи кануна и дн ей сам ой револю ции 1905 года. Н а этом п у т и — циклы «Н а поле К уликовом » и «Вольны е мы сли», «Р осси я»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2