Сибирские огни, 1986, № 8
н а р у ж у огненной лавы новы х револю цион ных потрясений. С татья бы ла н аписана в ноябре. А 22 д ек а б р я поэт сдел ал запись, т а к ж е у ж е приводивш ую ся выше. П риве дем е е ещ е раз; «Перейти внутреннюю Непрядву. Н а р о д в революции был не с нами». Э то «бы л не с нами», это поним ание св о ей оторван н ости от н ар ода, ср аж авш егося на б а р р и к адах 1905 го д а и готовящ егося к новым битвам , мучивш ее и тер завш ее сер д ц е п оэта бесп рестан но, приводит его к мысли о н еобходим ости добави ть к циклу ещ е о д н о стихотворен ие. И на д р у го й ден ь п осле дневниковой записи он со зд а е т пятое сти хотвор ен и е цикла — «О пять н ад полем К уликовым ...», стихотворен ие, к оторое и стал о, в к онц е концов, заключительным и к отор ое не тольк о заверш и ло на то вре мя круг мы слей поэта о су д ь б е родины и н а р о да , о су д ь б е револю ции и интеллиген ции в ней, но предельно ясно выявило цель автора, замы сливш его этот цикл. За тишиною непробудной, З а разливающейся м глой Н е слы ш но грома битвы чудной, Не видно м олньи боевой. «З а тиш иною непробудн ой» — это, как мы теперь я сн о видим, конечно ж е, — не о К уликовской битве, н о — о дн я х одичания и м рака, последовавш их за разгром ом револю ции. П оэт, в о зм о ж н о , ещ е не понимал тогда в сех задач и целей революции, но он, с его сердц ем , всегда устремленным к новом у, грядущ ем у, не м ог н е ж елать победы этой револю ции. И он предвидит эти новы е дни и новы е револю ционны е битвы: Но узнаю тебя, начало В ы соких и мятежных дней!.. И бо: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.— Молись! Н астал его час, час лирического героя в сего цикла, час сам ого п оэта, ч ас русской интеллигенции, которой пришла пора « П е рейти Н еп р ядву» и встать в ряды борю щ е гося н ар ода. «П рош лое страстно глядится в гр я д у щ е е ...» — ск а ж ет поэт п озд н ее, у ж е в 1913 го ду , сн ова в озвр ащ аясь в свои х раздум ьях к урок ам прош лого родины . Н е у х о д в прош лое от н астоящ его, не бег ств о в в оспом ин ан ие о давн ей , хотя и славной старин е, н о ж а д н о е п рипадение к страницам героической и стории н ар ода как к еди нствен ном у н езам утн ен н ом у и обн ов л яю щ ем у источнику силы , не воспом инания «давн о м инувш их дней» и дел , н о испы тующ ий и взы скивающ ий взор сквозь ге роические картины прош лого на дела* и за дачи дн я сегодн яш н его и завтраш него — вот тот горючий м атериал, которы й п одв и гал его на сози д ан и е цикла «Н а поле К ули ковом ». О т зар ева дал ек и х и бескрайних степны х п ож ар ов К уликовской битвы поэт снова за ж и га л ф акел, которы й стал угасать в сер д ц а х ш ироких слоев интеллигенции в сл ед за угасан и ем зар ева 1905 го д а . З а ж ж енны й за н о в о от н егаснувш его огня вели 152 к ого прош лого родины , ф акел эт о т вновь осветил п оэту его пути к бурям б у д ущ ей револю ции. Т аков итог обращ ен и я поэта* к далеким дням русской истории в ч ас его м учитель ных размыш лений о св ои х за д а ч а х п ер ед лицом дн я грядущ его. 2. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ЗВЕЗДАМ К огда вы чи таете стихи р ан н его Б лок а п одр я д, идя в след за ним от 1898 го да , которы й он считал началом созн ател ьн ого творческ ого пути, д о 1905 го д а , т. е. д о появления сти хов «М не снились веселы е д у мы ...», «Ф абрика», «Б арк а ж и зн и », «Сы тые» и некоторы х др уги х, зн ам ен овавш и х начало н ового этап а в ж изн и п оэта, вас не п ок и дает ощ ущ ен и е того, что вы и д е т е п о к ак ом у-то п ол утем н ом у п ер ех о д у , п ер е, кры том у не очень прозрачны ми св одам и , ограж даю щ и м и этот п ер ех о д от прямых лучей сол нц а и дун ов ен и я ж и в ого о св еж а ю щ его ветра. И вам все б о л ее начинает н е. до ст а в а т ь этого света и эт о го в о зд у х а . Мы живем в старинной келье, У разлива вод,— сообщ ает поэт в одн ом из стихотворений этого, раннего, п ер и ода. Брожу в стенах монастыря, Безрадостный и темный инок,— говори т в д р у го м сти хотворен ии . Д ал ьш е и дут признания такого ж е рода: Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Или: Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. И так д а л ее, и так д а л ее. В от предм еты и понятия, которы ми ок р у ж ен поэт эт о го п ериода: «сны », «тум аны », «тени», «призраки», «виденья», «сум ерки», «тайны», «темницы », «алтари», «ж ертвен ни ки», «кельи», «сераф имы », «ангелы », «вл ася ницы»., «ризы », «свечи», «лики», «ю доль», «рок», «храмы », «чертоги», «соборы » и «хоры ». А вот окраска этих п редм етов и понятий: «мутный», «скорбны й», «тум анны й», «л уч е зарны й», «несказанны й». И снова « тум ан ный». И не о д н а ж ды — «непостиж ны й». И ещ е, и ещ е р а з — «несказанны й»... А в 1918 го ду , то есть д вад ц ать лет сп устя после п ризнанного им сам им начала поэтической работы , Б лок со зд а ет « Д в е н а д цать», содер ж ан и ем которы х, как и звестно, являю тся отню дь н е «соборы » и «хоры », но: Винтовок черные ремни, Кругом — ОГНИ, ОГНИ, ОГНИ... М еж д у двум я этими датам и — 1898— 1918 — весь путь Б лока поэта и гр а ж д а н и на. П уть стремительный и ц ел еустр ем л ен ный, бесп ощ адн о честный и бесконечно п о учительный. Н а этом пути — у ж е упом и навш и еся нами стихи кануна и дн ей сам ой револю ции 1905 года. Н а этом п у т и — циклы «Н а поле К уликовом » и «Вольны е мы сли», «Р осси я»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2