Сибирские огни, 1986, № 8

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Леонид РЕШЕТНИКОВ РЕВОЛЮЦИЕЙ МОБИЛИЗОВАННЫЕ И ПРИЗВАННЫЕ И вечный бой... 1. ПРОШЛОЕ СТРАСТНО ГЛЯДИТСЯ в ГРЯДУЩЕЕ... Л ирическая м уза Б лока конца прош ­ л о го д а и начала ны неш него столе­ тия, п рош едш его п од знаком р ев о­ лю ции д ев я ть сот п ятого г о д а , не часто о б р ащ а л а свои взоры к прош лом у наш ей родины . Н е д о т о го ей было, зан ятой сн а­ чала душ евны м и п ереж и вани ям и лириче­ ск ого героя, ж ивш его в плену лю бви к П рек расн ой Д а м е и к м узы ке искусства, или — как лю бил говорить Блок — музы ке творческ ой личности, а потом , у ж е в зр е ­ лы е годы п оэта, в сец ело обративш ейся в сл у х , чутко и ран о научивш ейся ул авл и ­ вать п одзем ны й гул толчков п ри бл иж аю , щ ей ся Р еволю ци и . Гул этот, все б о л ее н а­ раставш ий и приближ авш ий ся, был услы ­ ш ан п оэтом н астольк о явственно, что М у зе ег о бы ло не д о прош лого. Л иш ь несколько р а з — в тр ех или че­ ты рех сл уч аях, д а и то м ельком ,— бросал а он а свой в зор на профиль М ед н о го в с а д ­ ника, взды би вш его Р оссию , и тот ж е час сн ова в озвр ащ ал ась к картинам сег о д ­ н яш него бы стротек ущ его дня. Д а и этот мим олетны й взор бы л о бр ащ аем не столько на са м о го В садн и к а, д ер ж а в н о глядевш его вдал ь, сколько на его п о дн о ж и е, г д е кар. тинно поблескивали м етал лом чеш уйча­ ты е кольца попи раем ой В садн и к ом Зм еи . И то сказать: к чем у был м узе м ол одого Б лок а тот В садн и к , если по сути своей он в о в се не вписы вался в круг тогдаш них и н тересов п оэта, если хол одны й профиль эт о го В садн и к а был всего лишь внеш ней детал ью ? Д а ещ е — у ж е на п р едп осл едн ем этап е твор ч еск ого пути п оэта, в 1914 го д у ,— м у­ за его, вздр огн увш ая от звуков ск орбн о зап л ак авш его в оен н ого р ож к а, просигн а. л ивш его отправлени е на герм анский ф ронт ' р усск и х со л д а т , услыш ала, как ...Садясь, запевали В аряга одни, А другие — не в лад — Ерм ака... Н е т а к -т о м ного. Д а и эт о нем н огое, как у ж е бы ло ск а за н о , н аходи л ось за п р едел а­ ми первого деся ти л ети я н ового века. А м е ж д у тем, и м ен но это д еся ти л ети е сы гра­ ло о со б ую роль в развитии Б л ок а-чел овека и п оэта, им ело для поэта и его соц и ал ьн о- н р аеетвен н ого ф орм и рован и я п ер востеп ен . ное значен ие. О свеж аю щ и й ветер револю ­ ционной бури сорвал с г л а з м ол о д о го Б лока п овязк у ром антических сн ов, а с его плеч — р ел игиозно-м и сти ческую ри зу, в коей пребы вал он, н а х о д я сь в свои х кельях и х р а м а х «святого и скусства». Ч тобы понять, насколько стрем ительно ш ло переосмы слен и е поэтом дей стви тел ь­ ности и своей роли в ней, н ео б х о д и м о о б р а ­ титься в первую оч ер едь к его сти хам . Н о не только к ним. С видетел ьства б у р ­ ного развития поэта эт о го п ер и ода нашли св о е о т р а ж ен и е и в статьях, и дневн и к ах. В них соверш ен н о ясн о п р осм атр и вается путь п оэта, устрем ленны й вверх, по в о с х о . дяш ей ,— к револю ции и н а р о д у , твор и в ­ ш ем у ее. Гул н азревавш ей Р еволю ци и , которы й п о­ началу ещ е не был услыш ан многими с о в . рем енникам й Б лок а, он, п оэт, услыш ал явственно и рано, и бо у ж е к эт о м у в р е­ мени его о б н а ж ен н о е сер дц е, откры тое к восприятию бур и , п риним ало ее п рибл и ­ ж аю щ и еся волны, как хор ош о отстр оен ­ ный сей см ограф приним ает и ф иксирует п р ибл иж аю щ и еся толчки зем летрясен ия. П о это м у не бы ло ещ е и д в а д ц а т и л ет, к огда ск возь «прекрасны е сны », в к оторы х пребы вал он в свои юные годы , стали пробиваться к его созн ан ию первы е звуки и краски ж и в ого ветра реальной ж и зн и . И поэт весь устр ем л яется н австречу эт о ­ м у осв еж аю щ ем у дун овен ию , хотя и не всегда ещ е о т д а ет себ е отчет в том , что н е­ сет он о с собою . У ж е в конце 1899 го да , п р едп осл едн его го да X IX века, он записы вает: Опять — тревога, опять — стремленье, Опять готов Всей битвы жизни я слушать пенье... 147 о*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2