Сибирские огни, 1986, № 8

лось зерно на току. Мы даже в дождь во­ зили его на элеватор. В результате потери на току были минимальные. Уборка, можно сказать, была нелегкая, но люди работали. Хорошее разве можно забыть, когда все, как один, вышли на переворачивание валков. Здесь были и старые, и малые, ра­ бочие и интеллигенция. Одним словом, побеждали стихию всем миром. А как работали люди на току и в полеі Не счи­ тались ни со временем, ни со здоровьем. Спасибо вам большое, низкий поклон вам, люди труда!» Такая выписка из доклада. Непривычный это доклад. В нем нет засилья победных цифр. В нем конкрет­ ный разговор о конкретных людях. Разго­ вор от сердца к сердцу. Руководитель вместе с людьми радуется, вместе огор­ чается. Ему не безразлично, как отзовутся на его оценку люди: с чувством одобрения или порицания. Ему важно чувствовать духовный настрой села. Важно, чтобы люди сами осознавали, где они сработали хоро­ шо, а где попустились. Нечастое это свой­ ство руководителя. Обычно ведь итоги подводятся с начальственной отстранен­ ностью. «Низкий поклон вам, люди»,— сказал председатель. А почему не поклониться, если люди этого заслужили. Иван Михайлович Яровой любит поощ­ рить хорошую работу. И ему просто не­ обходимо, чтобы ее видели все. А как это не видеть? Осень. Заморозки. Поле заливают дожди. Комбайнам невоз­ можно подступиться к валкам. В такую погоду последний хлеб не взять. А они — взяли. Успели! Это не должно остаться незамеченным, остаться будничным. Ус­ пех — общее достояние. Праздник! Рассказывают: Все уборочные кампании Яровой закан­ чивает так. Уж е известно — хлеб убран. А он оставляет небольшую делянку, собира­ ет все комбайны, и они проходят на ней последние прокосы. Все комбайны, чтобы каждый комбайнер прочувствовал послед­ ний валок. А потом с поля, со знаменем, строем, все комбайны проходят по улицам Журавки. Такова традиция. Вся деревня после это­ го знает, что неубранного хлеба на поло­ сах больше нет. Пишут: «Прошлой осенью на районном хлебо- приемном пункте решили празднично встретить первый хлебный обоз. Все было готово к началу торжества. Лишь автоко­ лонна из колхоза имени Мичурина задер­ живалась. И уже с недоумением и обидой высказался кто-то: семеро, мол, одного не ждут. Но когда показался из-за поворо­ та украшенный флагами обоз, когда дев­ чата из художественной самодеятельности Журавского Дома культуры вышли нЭ пло­ щадь и секретарь парткома колхоза Вяче­ слав Михайлович Шлыков обратился к участникам праздника с волнующими, идущими от души словами поздравления, особым стало настроение участников тор­ жества. И стоял среди посланцев своего колхоза Иван Михайлович Яровой — председатель колхоза. Был на нем буд­ ничный, слегка помятый костюм видно, что приехал он сюда прямо с поля, от комбайнов». Это пространная выписка из газеты «Кулундинская новь» за 31 января 1985 года. Очерк М. Дадоновой. * * * В колхозе семь тысяч овец. Остригают их за шесть-семь дней. Шерсти с каждой овцы получают по четыре с половиной килограмма. Я знаю, что в этом году стрижка овец в колхозе проходила под музыку. Не случайно это подчеркиваю. Дело в том, что стрижкой мичуринцев заинтересовались в районе. «Как так? Дру­ гие хозяйства эту работу еле успевают сде­ лать за месяц, мичуринцы — за шесть- семь дней». Посмотрели — ничего нового: обыкно­ венный старый способ стрижки. Вот толь­ ко напряжение шести дней спрессовано и рассчитано по минутам. Весь поток работы продуман заранее. Движение и отар, и ловцов, и стригалей в графике. Самоотдача каждого человека доведена до предела. Стригали видят всеобщее внимание дерев­ ни и настроены отстоять свою профес­ сиональную славу. В эти дни поддержи­ вает горячность работы обязательное при­ сутствие председателя, секретаря, брига­ диров и забежавших поглядеть на веселое действо сельчан. Выяснилось — все дело в организации труда. Новосибирская киностудия снимает о стрижке овец в колхозе имени Мичурина кинофильм. В Чистоозерном показывают его председателям и директорам совхозов. Потом фильм идет по телевидению на всю страну. Что это за фильм? На стрижку овец в колхоз пригласили оркестр из Новосибирского речного учи­ лища. Красивые молодые парии. Нагла­ женная форма. Сияние, а в объективе — зеркальные взблескивания труб. Музыка. Вальс. Торжественное начало работы. По­ том это становится фоном. На размытом фоне крупным планом руки стригалей, ра­ бота машинок. Лица работающих парней в поту, в напряжении. Они красивы, эти лица в работе,— лица без оглядки, без позы: ведь снимают их ненавязчивой ка­ мерой. Некогда вытереть пот. Тут же в объективе живое интервью у веселого пенсионера, а говорит он о неожиданных и умных вещах. Это оживляет, разнообразит сюжет. В кадре парторг и председатель колхоза. И когда работа на стрижке дошла до своего апогея, играющие в оркестре парни в форме не выдерживают, подвигнутые насмешками девушек, непроизвольно включаются в действительно мужскую ра­ боту — отлавливают баранов и победно — не легко же справляться с сильными жи­ вотными — подталкивают их стригалям. Смотреть это интересно. К вечеру и закатный пейзаж тоже попадает в объек­ тив, работа утихает. Под звуки вальса де­ вушки танцуют с гостями. Понятны и объяснимы намерения сце­ наристов и оператора — неординарно по­ казать сельскую работу. Быть ненастави­ тельными. Посмотреть на сельский труд шире, эмоциональнее. Привнести в него 129 б Сибирские огни № 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2