Сибирские огни, 1986, № 8
лось зерно на току. Мы даже в дождь во зили его на элеватор. В результате потери на току были минимальные. Уборка, можно сказать, была нелегкая, но люди работали. Хорошее разве можно забыть, когда все, как один, вышли на переворачивание валков. Здесь были и старые, и малые, ра бочие и интеллигенция. Одним словом, побеждали стихию всем миром. А как работали люди на току и в полеі Не счи тались ни со временем, ни со здоровьем. Спасибо вам большое, низкий поклон вам, люди труда!» Такая выписка из доклада. Непривычный это доклад. В нем нет засилья победных цифр. В нем конкрет ный разговор о конкретных людях. Разго вор от сердца к сердцу. Руководитель вместе с людьми радуется, вместе огор чается. Ему не безразлично, как отзовутся на его оценку люди: с чувством одобрения или порицания. Ему важно чувствовать духовный настрой села. Важно, чтобы люди сами осознавали, где они сработали хоро шо, а где попустились. Нечастое это свой ство руководителя. Обычно ведь итоги подводятся с начальственной отстранен ностью. «Низкий поклон вам, люди»,— сказал председатель. А почему не поклониться, если люди этого заслужили. Иван Михайлович Яровой любит поощ рить хорошую работу. И ему просто не обходимо, чтобы ее видели все. А как это не видеть? Осень. Заморозки. Поле заливают дожди. Комбайнам невоз можно подступиться к валкам. В такую погоду последний хлеб не взять. А они — взяли. Успели! Это не должно остаться незамеченным, остаться будничным. Ус пех — общее достояние. Праздник! Рассказывают: Все уборочные кампании Яровой закан чивает так. Уж е известно — хлеб убран. А он оставляет небольшую делянку, собира ет все комбайны, и они проходят на ней последние прокосы. Все комбайны, чтобы каждый комбайнер прочувствовал послед ний валок. А потом с поля, со знаменем, строем, все комбайны проходят по улицам Журавки. Такова традиция. Вся деревня после это го знает, что неубранного хлеба на поло сах больше нет. Пишут: «Прошлой осенью на районном хлебо- приемном пункте решили празднично встретить первый хлебный обоз. Все было готово к началу торжества. Лишь автоко лонна из колхоза имени Мичурина задер живалась. И уже с недоумением и обидой высказался кто-то: семеро, мол, одного не ждут. Но когда показался из-за поворо та украшенный флагами обоз, когда дев чата из художественной самодеятельности Журавского Дома культуры вышли нЭ пло щадь и секретарь парткома колхоза Вяче слав Михайлович Шлыков обратился к участникам праздника с волнующими, идущими от души словами поздравления, особым стало настроение участников тор жества. И стоял среди посланцев своего колхоза Иван Михайлович Яровой — председатель колхоза. Был на нем буд ничный, слегка помятый костюм видно, что приехал он сюда прямо с поля, от комбайнов». Это пространная выписка из газеты «Кулундинская новь» за 31 января 1985 года. Очерк М. Дадоновой. * * * В колхозе семь тысяч овец. Остригают их за шесть-семь дней. Шерсти с каждой овцы получают по четыре с половиной килограмма. Я знаю, что в этом году стрижка овец в колхозе проходила под музыку. Не случайно это подчеркиваю. Дело в том, что стрижкой мичуринцев заинтересовались в районе. «Как так? Дру гие хозяйства эту работу еле успевают сде лать за месяц, мичуринцы — за шесть- семь дней». Посмотрели — ничего нового: обыкно венный старый способ стрижки. Вот толь ко напряжение шести дней спрессовано и рассчитано по минутам. Весь поток работы продуман заранее. Движение и отар, и ловцов, и стригалей в графике. Самоотдача каждого человека доведена до предела. Стригали видят всеобщее внимание дерев ни и настроены отстоять свою профес сиональную славу. В эти дни поддержи вает горячность работы обязательное при сутствие председателя, секретаря, брига диров и забежавших поглядеть на веселое действо сельчан. Выяснилось — все дело в организации труда. Новосибирская киностудия снимает о стрижке овец в колхозе имени Мичурина кинофильм. В Чистоозерном показывают его председателям и директорам совхозов. Потом фильм идет по телевидению на всю страну. Что это за фильм? На стрижку овец в колхоз пригласили оркестр из Новосибирского речного учи лища. Красивые молодые парии. Нагла женная форма. Сияние, а в объективе — зеркальные взблескивания труб. Музыка. Вальс. Торжественное начало работы. По том это становится фоном. На размытом фоне крупным планом руки стригалей, ра бота машинок. Лица работающих парней в поту, в напряжении. Они красивы, эти лица в работе,— лица без оглядки, без позы: ведь снимают их ненавязчивой ка мерой. Некогда вытереть пот. Тут же в объективе живое интервью у веселого пенсионера, а говорит он о неожиданных и умных вещах. Это оживляет, разнообразит сюжет. В кадре парторг и председатель колхоза. И когда работа на стрижке дошла до своего апогея, играющие в оркестре парни в форме не выдерживают, подвигнутые насмешками девушек, непроизвольно включаются в действительно мужскую ра боту — отлавливают баранов и победно — не легко же справляться с сильными жи вотными — подталкивают их стригалям. Смотреть это интересно. К вечеру и закатный пейзаж тоже попадает в объек тив, работа утихает. Под звуки вальса де вушки танцуют с гостями. Понятны и объяснимы намерения сце наристов и оператора — неординарно по казать сельскую работу. Быть ненастави тельными. Посмотреть на сельский труд шире, эмоциональнее. Привнести в него 129 б Сибирские огни № 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2