Сибирские огни, 1986, № 8
ки, и на то, чтобы продавать соседям. Вот ведь что интересно,— подумалось мне,— не только хозяева, а и районные руководители общим решением обрекали завод на исчезновение, и лишь один че ловек смекнул: будет завод — будут ■но вые дома на улицах. И я ходил с Иваном Михайловичем по заводу. Видел готовый кирпич. Был этот кирпич «домашнего» изготовления, не халтурный: звонкий, местами прокален ный до сизого металлического цвета. Та кой не раскрошится. Слушал разговор Ивана Михайловича с рабочими. Раз говор открытый, доверительный. Отноше ния здесь деловые, уважительные, нет дистанции: начальник — подчиненные. Лю ди на равных. Начальник не строжился, рабочие не раболепствовали. — Они чьи, эти рабочие,— выспраши вал я по дороге.— Откуда? — Здешние. Из Чистоозерного. — Не разбежались? — Зачем? Они при месте. На колхоз не обижаются. А что им обижаться? Я узнал, что кол хозный рубль для них весомей. Бывший районный — ну рубль и рубль. А колхоз ный еще и отоваривается. На него можно купить в колхозе по государственной цене зерно, молоко и кое-что другое. Со стороны на свой рубль ничего этого не купишь, а колхозные льготы узаконены. Завод из рук в руки перешел, рабочие на нем остались. И вот эти колхозные преимущества им набежали. Зачем где-то что-то на стороне искать? За последние пятнадцать лет в колхозе имени Мичурина построены: детский сад, баня, котельная, кумысная, теплица, звероферма, магазин, клуб, спортбаза, двухэтажное административное здание, в бригадах капитальные полевые станы с д у шем и комнатами отдыха, столярные мастерские, конюшни. Обновили живот новодческие помещения. В центре Журав ки началось строительство двухэтажного плавательного бассейна. Каждая пере численная строительная единица не толь ко сооружение, а целая отрасль, этапная мера в жизни колхоза и сознании сельчан. Но об этом чуть позже. Упомянул я в строительном перечне объект: котельная. О его сооружении я почерпнул подробности из очерка М. Да- доновой «Доверие» в районной газете «Кулундинская новь». «Разве забудется тот год, когда правда ми и неправдами добился Яровой, чтобы вместо десятка разбросанных по селу примитивных кочегарок выросла в Ж у. равке новая, современная котельная. Но это только сегодня со стороны глядя на колхоз имени Мичурина и зная высокий авторитет председателя Ярового у нас в районе и за его пределами, можно подумать, что строилась Журавка под фанфары и одобрительные возгласы окружающих. Нет, фанфар не было. Взять хотя бы ту же историю с котельной, которая, как выразился председатель, «строилась подпольным образом». — Да вы хоть понимаете, что строили в нарушение всех законов? — возмутился хозяин одного из кабинетов, через кото рый должен был пройти Иван Михайло вич. — А почему у Баранника такая же ко- ■>тельная законная, а у нас нет?— не от ступал Яровой. — Сравнили тоже! Баранник — депутат Верховного Совета. — А я тоже депутат. Журавского сель ского Совета. Хозяин того кабинета сначала смолк, потом расхохотался, — Он тоже депутат. И тоже Совета! — И еще громче расхохотался.— А ведь я тебе, пожалуй, разрешу строить эту ко тельную. Знаешь почему? За смелость. Нет — за юмор. И он депутат... А? Нет — разрешу. Разрешил. А ведь, кажется, не нужно сильно нап рягать воображение, чтобы увидеть це лесообразность строительства котельной. Раньше в Журавке было двадцать семь кочегарок. Их обслуживали сменные ра бочие на окладах. Сегодня с работой в котельной справляются всего три чело века. Такие дела. Кумысная. Когда-то в сибирских дерев нях большая часть работ проделывалась на лошадях. Пахали, боронили, косили, гребли, подвозили с лугов сено. Много поколений крестьян выросло с конями. И как вечная привязанность к земле, проходила через их жизнь неиз бывная любовь к добрым животным, И русская литература еще и сейчас, испо ведально заглядывая в душу сельчанина, соотносит чувства его к своему дому и отечеству с привязанностью к лошади. А лошади исчезли из русских деревень. Пришли им на смену машины. Заменили. Объясняется это экономической целе сообразностью. «Зря заменили»,— раздаются иногда го лоса колхозников и даже публицистов в серьезной печати. И доказывают с «компьютерами» в руках, что экономи чески выгоднее на некоторых работах использовать лошадь. И осторожно под ступаются к духовной сфере, намекают, что с потерей лошади понесли мы и мо ральные издержки. В колхозе имени Мичурина триста ло шадей. Вот такой непривычный для совре менной деревни табун. Открыли кумысную. Оснастили ее обо рудованием. Послали из деревни девушку на учебу. Освоив технологию изготовления кумыса, девушка вернулась в . колхоз. Кумыс нравится журавцам. «И даже ре бятишкам,— хвалится Иван Михайлович.— Забежит в столовую какой, выпьет. Спро сишь, хороший, что ли? «А я лечил ся...» Вот видишь ли: лечатся они кумы сом». , Продаете вы его,— поинтересовался яі где-то еще кроме своей деревни? Выгодно вам его делать? — Нет,— огорчается Иван Михайло- вич,— не продаем. Не разрешают. Гово рят, не проверена ваша технология изго товления. — Это сложно проверить? — Да вот сложно. Если с кумысом не так все просто, зачем же вам столько лошадей? — На мясо. Сдаем. — Конину? И принимают? Иван Михайлович посмотрел на меня как на человека совсем уж ... чокнутого. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2