Сибирские огни, 1986, № 8
— Я за последние дни так невероятно устал, так устал, хочется отвести душу за беседой с вами. — Премного тронут вашей любезностью. — Я даже жене не признаюсь в своей усталости. — Похвально, вельми похвально. Нет надобности выставлять на показ миру свои земн-ые слабости. Человеки и без того слабы. Силь ным быть трудно. Легко быть благим. Святость, как и сила духа,—от мудрости. — Вот-вот, досточтимый отец Василий! В этом мире часто все кажется и ясным и целесообразным. Себя же, бывает, понять непости жимо трудно, а иногда и совсем невозможно... — И немудрено! В душе человеческой, как в тайнике, сокрыты все связи всех миров: и земного, и небесного, и потустороннего... И кто порвет хоть одну связь, в том сие отзывается болью и смятением. Глу по выпрашивать у бога то, чего можешь достигнуть сам. Не требует ся воздевать к небу руки и не нужно упрашивать стража небесного, чтобы даровал хлеб наш насущный. И добывай его трудами своими. — Но ведь большинство вашей паствы, отец Василий, в молитвах только и делают что просят: «Подай, господи, да прости, господи». — А помните ли вы слово Сократово: «Иной живет на то, чтобы есть, а я-де ем на то, чтобы жить». Но Соколовский не обратил внимания на эти слова отца Василия, он находился во власти своих навязчивых мыслей: — Меня последнее время страхи преследуют неотступно, словно какой-то рок. Я противлюсь им, скрываю их от всех, а они неотврати мо проникают ко мне в душу. Я размышляю, думаю, пытаюсь разо браться в самом себе, но никак не нахожу причин... Признаться, отец Василий, я еще никогда в жизни не знал за собой такого состояния. Сомнения, разумеется, посещали меня всегда, но то были сомнения здоровой души... Моя душа переживает какое-то болезненное смяте ние. Да, да, болезненное... Священник напряженно соображал, как ему ответить на призна ние человека, который сам умеет думать, мыслить, анализировать во все не хуже, йем он. Не скажешь же майору Соколовскому: «Молись, раб божий, молись». — А не соблаговолите ли вы, любезнейший Наркис Александро вич, назвать мне конкретные причины ваших тревог и страхов? — Вы знаете, все тревожит, все. Всякие мелочи... Лицо священника сделалось сосредоточенно пытливым: — Но всякая истина конкретна. Так, кажется, говорит новоявлен ный философский кумир Германии Гегель? Майор Соколовский удивленно посмотрел на священника. —- Как? Вы успели проштудировать Гегеля? — Наслышан и я о нем. Однако, каюсь, не читал. — Горняя мудрость есть в мыслях людских. А Гегель, оказывает ся, наимудрейший из новых советчиков о самопознании и совершенст вовании духа. Отец Василий, озадачивший собеседника новизной рассуждений, переживал удовольствие, которого не лишены даже самые нетщеслав ные люди. — И наша истина, Наркис Александрович, до которой мы соби раемся доискаться, и она конкретна... Страхи-то бывают разными... Страх за других, за ближних своих делает человека героем. Разве не в таком страхе человеческая суть? Зачем же бояться и предрассуд ков, и лешего, и темноты?4Бояться всего —есть страх языческий, а еще хуже того —животный... Отец Василий собирался сказать что-то еще о таинстве страха, но в это время на заводской каланче начали отбивать часы. Майор Соко ловский от неожиданности вздрогнул и побледнел: — Господи, боже ты мой! Как он колотит! Он вскочил из кресла и шагнул к двери: 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2