Сибирские огни, 1986, № 7
Алексей ГОРШЕНИН БЕЗ «ОСОБЫХ» ПРИМЕТ С поря о достоинствах и недостатках «малой прозы», а дискуссии по поводу рассказа в последние годы возникали нередко,— критики обращаются, как правило, к произведениям, увидевшим свет на страницах «толстых» журналов, не без оснований, вероятно, полагая, что именно здесь проходит «обкатку» все то, что впоследствии может стать явлением литературы. В какой-то степени подобная ориентация, возможно, и правомерна, однако приводит она еще и к тому, что из поля зрения критики несправедливо выпадает пусть менее «элитарный», зато имеющий гораздо большую аудиторию, рассказ в «тонком» журнале. Хотя он-то как раз, именно в силу своей «массовости», требует особенно пристального внимания. Ведь здесь сосредоточена значительная часть текущей новеллистики. Разовый же тираж только двух наиболее популярных иллюстрированных изданий — «Работницы» и «Крестьянки» — составляет более 30 миллионов экземпляров — в несколько раз выше, чем у всех (столичных и периферийных) «толстых» журналов, вместе взятых! А есть еще «Огонек», «Смена», «Сельская молодежь», «Советская женщина»... Что и говорить, наши новеллисты располагают прекрасными возможностями обще- ния с самым широким кругом читателей. Впрочем, сама по себе массовость, обеспеченная высокими тиражами, не есть обязательный признак литературных достоинств публикующихся произведений. Она — скорей щедрый аванс литератору, которому доверено выступить перед многомиллионной аудиторией и которому еще требуется доказать идейно-художественную состоятельность своего писательского слова, еі"о общественную значимость. Как же используют предоставленные возможности авторы рассказов в «тонких» журналах? Какие приметы отличают 168 «малую прозу» иллюстрированной периодики? Прежде всего отметим, что в целом новеллистика «тонких» журналов представляет собой довольно пеструю картину: здесь можно встретить рассказы и о любви, и о природе, и об отношениях в семье; детективные истории соседствуют с сугубо историческими рассказами, а лирические воспоминания детства — с произведениями, в которых предпринимается попытка поднять острые социальные или морально, этические проблемы. Такая пестрота, в общем-то, оправдана, ибо неоднороден и сам многоликий читатель этих журналов. Тем более — каждый из журналов по своей специфике придер. живается определенной ориентации на «своего» читателя, а отсюда — на соответствующий круг тем и проблем. В то же время можно выделить тематические пласты и сферы социальных и духовных проблем, которые одинаково популярны во всех «тонких» журналах, что говорит об их всеобщности и непреходящей актуальности, пристальном внимании к ним самых широких и разнообразных читательских слоев. Важное место в новеллистике «тонких» журналов, как, впрочем, и во всей советской литературе последнего времени, занимает тема Великой Отечественной войны. Ей посвящены многие рассказы. Но, странное дело, попытавшись вспомнить, что же выделяет их из обширной массы современной военной прозы, окажемся Е затруднительном положении, поскольку для большинства из них прежде всего характерна безликость, отсутствие све- жести и новизны в освещении, осмыслении великой трагедии и подвига народного, характерна и однообразно-монотонная, со- общительно-воспоминательная интонация которая как нельзя лучше уживается с поверхностностью изображения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2