Сибирские огни, 1986, № 7

этих материалов не всегда хорошо согласуется с буквой и духом уголовного кодекса. Выход из этого тупика, точнее один из выходов, — в повсеместном переходе на кооперативное строительство многоярусных гаражей. Не причиняя никакого ущерба^ архитектурно-художественному облику района, они могли бы решить заодно проблему приближения автомобиля к его владельцу — такой объем можно размещать практически в каждом микрорайоне. .Не упустить бы в этих рассуждениях и такого резона: кроме трудосбережения, кооператив обеспечивает очень существенное, на любую экономическую погоду, ма- териалосбережение. Использовать на строительстве индивидуальных гаражей такой ценный невоспроизводимый ресурс, как металл,— можно ли придумать более изощренный способ разорения экономики?! Многоярусные гаражи экономически эффективнее безусловно. Двух мнений на этот счет быть не может. Но не менее важен при этом эффект эстетический. А настоящая архитектура, повторю за Феликсом Новиковым, всегда комплексно эффективна, и в том числе непременно эффективна эстетически. Конечно же, в условиях переживаемого сейчас архитектурой противоречия между искусством и индустриальными методами домопроизводства возрастает роль планировочного фактора. Того самого единообразия в деталях и движения в целом, о котором говорил Ле Корбюзье. (Ленинград красив именно однообразием своих улиц, полагал А. К. Буров, которые служат «средой» для уникальных индивидуальных сооружений — памятников.) Вспомним, у Витаутаса Чеканаускаса, под руководством которого проектировался Лаздинай в Вильнюсе, было 15 типов жилых домов. Сибирский зодчий, кемеровский во всяком случае, раскладывает градостроительный пасьянс из 4—6 типов. Втрое меньше, чем у его вильнюсского собрата. Каждая новая серия «пробивается» на домостроительных комбинатах очень тяжело. Да это и понятно. Нужна новая оснастка. Неизбежны потери времени и ресурсов на период освоения. Но, опять же, а как быть с выразительностью? В которую, правда, не поселишь лишнюю семью. Так ведь не домом единым... С тех пор как в монументальном искусстве, в различных его жанрах, усмотрели панацею от угрожавшего захлестнуть все и вся единообразия, обусловленного переходом на типовое проектирование, многие города страны заметно преобразились. Кстати, обращение зодчих к помощи монументалистов благотворно сказалось и на самой живописи. Главный итог здесь, видимо, состоит в том, что она эволюционировала от случайных монументальных «вставок» до специально проектируемых для художников плоскостей. Написал вот «специально проектируемые для художников плоскости» и- подумал: а ведь на этом предметном стыке, строго говоря, и не состыковывается у нас эстетическое обустройство жилой среды. Беда, видимо, состоит в том, что никак не удается усадить за один стол архитекторов и художников. Хотя можно не сомневаться, что такое сотрудничество было бы обоюдо- пОлезнЫм. И главное — полезным для города. Во всяком случае та монотонность, о Которой столько говорят, могла бы исчезнуть напрочь. Сегодня же художники, увы, почти не влияют на создаваемую градостроителями жилую среду. Случаи их участия крайне редки и бессистемны. Причин такого неучастия (хочется говорить об игнорировании) много. И они разной природы. Да, конечно, нехватка мастеров, в первую голову. В Кемеровской организации Союза художников, к примеру,— всего несколько монументалистов. Так ведь и архитекторов — не густо. Во всяком случае — планировщиков. (С объемщиками чуть проще, если держать в уме высокий удельный вес применения типовых проектов.) Сказывается разная форма оплаты труда, какие-то иные, нетворческие, соображения. Как бы то ни было, художники, по мнению проектировщиков, пока что остаются неуправляемой организацией. Хотя, в свою очередь, они сетуют на то, что город отвергает большинство их предложений. Там, где сторонам удается найти общий язык, кое-что делается. В Новокузнецке, к •примеру. Больше — в интерьерах. Что, понятно, не сказывается существенно на внешнем облике города. Но вот рассудите ситуацию. Мастерские Художественного фонда с большей охотой выполняют заказы предприятий или работают в малых городах. Да и в сельской местности. Это доходней. И, главное, требования, чего греха таить, пониже. Во всяком случае, процедура утверждения эскизов проще, чем на градостроительном совете. Вот и возводятся однообразные кварталы, куда вкрапляется не обремененный никаким монументальным искусством соцкультбыт. В последние годы, правда, монотонность градостроительной палитры несколько нарушена. Сборные дома улучшенных серий выпускаются с цветовым и фактурным «довеском», что в какой-то мере компенсирует колористическую недостаточность городов. Что же касается домов кирпичных, то они продолжают оставаться в большинстве своем необлицй- ванными. Отнюдь не случайно с трибун пленума обкома КПСС, а затем сессии областного Совета народных депутатов (отчеты 0 них публиковала газета «Кузбасс» 15 апреля и 2 июня 1983 г.) прозвучали такие инвективы: «Дома, строящиеся по типовым проектам в большинстве городов области, особенно в Березовском, Осинниках, Мысках, однообразны. Не отличается оригинальностью и планировка микрорайонов». «При проектировании жилых районов допускают немало просчетов: не всегда удачно организуют внутреннее пространство и формирование групп жилых домов в микрорайонах, не включают в застройку произведения монументального искусства, декоративную скульптуру, малые формы архитектуры...». Объемы применяемых в области прогрессивных облицовочных материалов столь низки, что о них практически нельзя 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2