Сибирские огни, 1986, № 7
геологическим условиям месторождения коксующихся углей, город этот, несмотря на очень тесную площадку, мог бы стать уникальным и по своему архитектурно- художественному облику. Порукой тому — совершенно необычная ландшафтно-топографическая ситуация. Мог бы, но... не стал. Потому что при его застройке использованы те же подходы, что и для расположенной, к примеру, на совершенно плоской площадке Юрги на северо-западе области. Банальность объемно-планировочной разработки усугубилась еще и тем печальным обстоятельством, что город «ощетинился» десятками труб домовых котелен, которые, отнюдь не способствуя улучшению его силуэта, ухудшают атмосферу. Не могло не сказаться на характере застройки и то, что проектирование велось в несколько этапов. С 1948 по 1959 год проектно-планировочные работы выполнял отраслевой институт Сибгипрошахт, предложивший несколько схем расселения в районе Томусинского угольного месторождения. Отсутствие утвержденного генерального плана (в 1952 году он был разработан Кузбаесги'прошахтом, но не получил силу закона) привело к тому, что все это время велась хаотическая застройка, значительно осложнившая и без того непростую планировочную ситуацию *. И лишь в 1952 году разработка проекта планировки района была поручена специализированному институту Гипрогору. Вот такая история с географией... Не повторить бы этих ошибок при проектировании новых городов области. * * * Но вернусь к разговору о Кемерове. Принятые в городе темпы жилищного строи- тельства сделали очень астрой проблему транспортных связей. Город вытянулся вдоль основной композиционной оси — реки Томи — уже на много километров. Застройка свободных территорий заманчива: расковывается фантазия градостроителей, появляется возможность предлагать большее число композиционных вариантов, свободнее варьировать типы выбираемых для застройки зданий. Но есть здесь и оборотная сторона: чаще всего такое решение оказывается неконкурентоспособным с реконструкцией уже сложившихся районов малоэтажной застройки, где уже имеется необходимый набор инженерных коммуникаций. (Старая истина: удельная стоимость застройки свободных территорий всегда выше). Хотя, строго говоря, предельное удаление районов новой застройки определять бы следовало отнюдь не зоной экономически целесообразных границ. Реализуя установку на гуманизацию жилой среды — а сегодня она определяет магистральное направление в нашем градостроительстве,— предпочтение следует отдавать эффекту социальному.1 1 Более подробно по этому вопросу см.: Г. А. Глотов, Е. Н. Перцик. Будущее городов Кузбасса. Кемерово, 1973 140 В связи с ростом городов особую актуальность приобретает вопрос о затратах времени на передвижение к месту работы и домой. В наиболее крупных городах области уже не выдерживаются предельные нормы, составляющие 45 минут. По данным Кемеровского облисполкома, в Новокузнецке, например, еще десять-одиннадцать лет назад почти 15% трудящихся затрачивало на эти нужды больше указанного времени. Не думаю, что в дальнейшем эти затраты уменьшатся, скорее — увеличатся. В этой ситуации едва ли можно признать разумным преимущественное развитие свободных территорий. Очевидно, в градостроительном отношении для Кемерова, по крайней мере предпочтительнее, оказался бы вариант реконструкции центра с использованием домов повышенной этажности. Впрочем, сейчас уже практически доказано, что низкоэтажная плотная застройка, идеи которой все больше овладевают умами архитекторов, может не уступать по плотности заселения даже домам в 16—17 этажей. Увеличение же плотности застройки обернулось бы не только сокращением затрат времени на так называемые трудовые поездки. Концентрация соцкультбыта — тоже существенный резерв экономии внерабочего времени. А сегодня значительная часть территорий Кемерова занята одноэтажными домами и средняя плотность застройки немногим превышает 1000 квадратных метров на гектар. (Для областного центра это тем более важно, так как в отличие, например, от Прокопьевска, Ленинска-Кузнец- кого, Анжеро-Судженска, расположенных на подрабатываемых территориях, здесь не столь велики угольные поля в черте го- рода.) Еще одно обстоятельство. Весьма тяжеловесным на чаше весов сравнения вариантов застройки оказывается фактор запаздывания «тылов», т. е. некомплексная сдача микрорайонов. Если до начала работы матери приходится отвозить одного ребенка в детский сад, расположенный в центре города, а другого — в ясли, находящиеся в противоположной стороне, едва ли такая транспортная схема покажется ей привлекательной. В Новокузнецке — наиболее благополучном из наших городов — только в трех новых микрорайонах несколько лет назад к моменту сдачи жилья не построено 14 детских учреждений. 5 школ, 12 предприятий торговли. Кемеровский микрорайон Шалготарьян, застроенный домами улучшенной серии, теряет свою привлекательность из-за той же необустроенности соцкультбытом. И если из-за напряженности бюджета еще иногда не хватает средств на строительство школ, то чем можно оправдать такой факт: из года в год не осваиваются отчисления на встроенные помещения торговли? Стало уже печально привычным зрелище: давно кипит жизнь на всех этажах большого дома, и лишь бельма витрин первого этажа выпадают из этого ритма, создавая неприятный диссонанс. Вы думаете, отсутствует торгово-технологическое оборудование? Как бы не так! Оно есть. Может быть, нет нужды в этих магазинах? Опять не то. Магазинов не хватает. Среди ряда существенных и несуще-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2