Сибирские огни, 1986, № 7

как об этом когда-то писали «Известия». А с квартиранта какой спрос?.. Но коль скоро существующий порядок выделения капитальных вложений плох (а в этом никто не сомневается), не проще ли изменить его, отчуждая необходимые ассигнования на уровне Госплана СССР? При этом ведь и нормативов отчуждения изобретать не нужно. Ими могут стать, скажем, тысяч,а жителей или какая-нибудь иная квота. Такой измеритель выбрать не сложно. Но тогда местные Советы планировали бы и осуществляли развитие городов не из милости отраслей. Разумеется, в этой ситуации очень тщательно нужно учитывать «базу» — достигнутый уровень развития. А уж с этих позиций города Сибири и Кузбасса, в частности, заслуживают определенных предпочтений. Они диктуются и состоянием обустройства этих территорий, и в особенности той ролью, что предначертана региону в развитии национальной экономики. Не случайно в проекте Основных направлений экономического развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года записано: «Обеспечить приоритетное выделение государственных капитальных вложений на жилищное и социально-культурное строительство во вновь осваиваемых районах, особенно в районах Сибири, Севера и Дальнего Востока» '. А уж нужно ли .-говорить о важности учета человеческого фактора в решении хозяйственных задач? Казалось бы, здесь все ясно. Передача средств в руки местных Советов снимает одну из помех в развитии городов... Но вот читаю выступление заместителя начальника сводного отдела социальных проблем и народонаселения Госплана СССР А. Смирнова в «Советской культуре» (24 июля 1981 г.): «...территориальные органы управления,— вынужден признать автор,— лишены, по существу, возможности вести в надлежащих масштабах жилищное строительство, развивать торговлю а общественное питание, открывать детские сады и ясли. Может быть, следует изменить этот порядок и передавать средства на развитие соцкультбыта непосредственно органам Советской власти, ближе к сердцу принимающим интересы горожан? Вряд ли это было бы разумным. Сейчас министерства и крупные промышленные предприятия имеют реальную возможность более эффективно вести строительство, чем горисполкомы, в их руках каждый рубль даст более быструю и полноценную отдачу, и не считаться с этим нельзя». Вот так! Именно из этих соображений автор статьи, опубликованной, по иронии обстоятельств, в рубрике «Превратим Сибирь в край высокой культуры!», считает возможным говорить лишь о промежуточной форме передачи всех полномочий, связанных с созданием условий жизни,— о координации. Которая, по мнению А. Смирнова, тоже еще далеко не везде по-настоящему налажена, Не много же остается местным Советам... Предельно усеченная распорядительная функция, посредством которой не так много сделаешь...1 1 Социалистическая индустрия, 9 ноября 1985 г. Что до крупных предприятий и отраслей, то они, похоже, от безделья не страдают. Как говорится, дай бог, основной план тянуть. Ради чего они, собственно, и созданы, И формула «каждый должен нести свой чемодан» представляется куда разумнее. Знакомый директор электростанции жаловался мне недавно: непроизводственные заботы уже давно занимают у него больше половины рабочего времени. И это при условии, что частенько он бывает на станции по воскресеньям. А уж субботы давно стали для него обычными рабочими днями. Прямо скажем, не дело это, когда город должен зависеть от щедрот отраслей. Об этом много писалось, а радикальных сдвигов пока нет. Наряду с другими, не менее серьезными причинами подобная неотла- женность механизма финансирования развития городов порождает многие последующие неурядицы. Но здесь я, пожалуй, прерву на время разговор о Кемерове, чтобы на примере застройки Междуреченска показать, к чему может привести плохая организация проектно-планировочных работ. * * * Город, население которого сегодня уже перевалило за 100 тысяч, расположен в районе, характеризующемся довольно сложными природно-топографическими условиями. Плохая провегриіваемость междуречья — неширокой котловины, образуемой впадением Усы в Томь (отсюда — и название города),— приводит к тому, что дым, выброшенный из труб в атмосферу, оседает на поверхности. Нужно, видимо, посчитать, но мне представляется, что экономически, а уж экологически — несомненно, наиболее целесообразным было бы проведение теплотрассы от находящейся в нескольких десятках километров от города Томусинекой ГРЭС. Ведь даже сооружение централизованной котельной в черте города не решает проблемы очистки воздушного бассейна. Кстати, город и станция «начинались» примерно в одно и то же время. И это расстояние, при ином планировочном подходе, могло оказаться меньшим. Замечу в скобках, что абсолютное большинство предприятий угольной промышленности этого молодого города, исключая обогатительную фабрику, воздушного бассейна Почти не загрязняет. Хотя и наносит окружающей среде почти невосполнимый ущерб. Имею в виду те шрамы на лике земли, которые оставляют после себя угольщики, в особенности работающие открытым способом. Зло здесь— не только в значительных площадях земли, практически исключаемых из народнохозяйственного оборота. (В среднем по отрасли на каждый миллион тонн добыч« отторгается семь (!) гектаров земли.) Серьезно нарушается гидрогеологический режим. А это чревато опасностью осложнить водоснабжение. Ведь глубина разрезов постоянно растет. Так вот о городе. Расположенный в районе уникального по своим запасам и горно­ 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2