Сибирские огни, 1986, № 7
ция. Обстоятельстве, побуждающее подчас мечтать о том, чтобы город находился... в деревне. Но тут вот ведь какая незадача. Города, как известно, возникают и интенсивно развеваются как раз в местах концентрированного приложения больших капиталовложений. Скажем прямо, с оглядкой на ту самую высокую эффективность общественного производства, что обеспечивается сосредоточением на одной площади многих предприятий. (Экономисты региона говорят об эффекте комплексирования). Братск и Ангарск, Тольятти и Навои, Мирный и Сургут, Нижневартовск и города, еще только «прорисовываемые» на планах районов нового освоения — БАМа, в частности,— не только вехи нашей хозяйственной поступи, но и этапы градостроительной истории страны. Процесса, который, увы, развивался не всегда одинаково успешно как раз в градостроительном плане. И если повезло узбекским химикам, для которых в пустыне возведен чудесный город Навои, если столь же удачливым оказался город автомобилестроителей Тольятти или, скажем, Шевченко в Казахстане, то очень уж не «вышли» нефтяная столица Сибири Сургут и легендарный город энергетиков Братск. Первый, как известно, «разменяли» на ряд поселков, ставившихся «своими» хозяевами. Застройка же Братска, по признанию самого Госгражданстроя при Госстрое С С С Р «...однообразна и архитектурно невыразительна, выполнена без необходимого учета природных факторов (Братского моря, лесных массивов, рельефа местности)»1. Города эти строились, что называется, от нуля. Спора нет, всякое новое строительство трудно: слишком велика глыба проблем, перед которыми оказываются проектировщики и строители. Когда новый город не оправдывает надежд, в первую очередь винить приходится проектировщиков: их мастерство оказалось не на высоте. Но если в условиях нового строительства есть возможность предупредить многие ошибки заранее _ в мастерских архитекторов — здесь-то как раз и нужна обратная связь, та самая поддержка общественности, о которой печалится А. Гутнов,— то объем трудностей неизмеримо возрастает при расширении уже существующих городов. Строившихся, к тому же, в свое время не по самым лучшим проектам. Градостроительная история Кузбасса (да и только ли Кузбасса), к вящей нашей печали, хорошо иллюстрирует оба случая. Согласен, нынешние масштабы строительна не позволяют свободно выцвечивать плотно города. Вот лишь несколько цифр - они зададут масштаб оценки. В 11-й пя- ілетке за счет всех источников финансиро- ания построено примерно 555 млн. м жи- зЯ _ на 25% больше заданий пятилетнего чана. Это позволило более 50 млн. чело- зк улучшить свои жилищные условия. Бедственно чтобы реализовать такую гранди- знѵю программу, приходится прибегать к амому широкому применению типовых проектов. Сегодня их доля в жилищном строительстве составляет 95—96%*. Но при этом, увы, не обходится без потерь: индустриализация домопроизводства обернулась злом эстетическим — значительно оскудела палитра зодчих. Значит ли это, однако, что поточность напрочь исключает красоту и что серость и одинаковость — неизбежные спутники все ускоряющегося строительства городов? Что в одну градостроительную «упряжку» впрячь не можно коня индустриального домопроизводства и трепетную лань художественной выразительности? «Высокоиндустриальное строительное производство,— возражает председатель Союза архитекторов СССР , действительный член Академии художеств и доктор архитектуры А. Полянский,— является активным стилеобразующим фактором, оно ведет к выработке общих устойчивых стилевых черт, присущих разным типам зданий при обеспечении в пределах этой общности функционального и эстетического (выделено мной.— И . Д .) разнообразия»2. Не убеждает? Обратимся к современной градостроительной практике. Ведь это в последние десятилетия воздвигнут в Вильнюсе знаменитый Лаздинай, заслуженно удостоенный высшей национальной премии. И не в это ли время выросли у нас московский Зеленоград, Мустамяэ в Таллине, уже упоминавшийся Навои в Узбекистане и городок ВАСХНИЛа под Новосибирском? А ведь основу застройки этих городов и районов составляют как раз здания из стандартных панелей, выпускаемых на потоке. Впрочем, эти же годы были отмечены и триумфальным шествием печально известной серии домов 1-464, расселивших великую скуку однообразия на всей территории страны — от моря до моря. Добавлю к сказанному, что многие градостроительные неурядицы, скажем Кузбасса, характерны для всей нашей архитектурной провинции. Не следует бояться этого слова. При всей неоспоримости градостроительных успехов страны, занимающей одно из ведущих мест в мире по темпам и масштабам урбанизации, еще слишком тяжел груз всякого рода издержек. Не будь это так, с чего бы появиться столь многочисленным сетованиям на не. благополучие и в среде архитекторов, и тем паче — у самих горожан? И здесь, видимо, не самое большее зло — некомплексность застройки, несистемный подход. В конечном счете появятся недостающие объекты. Кстати, на них-то чаще всего и жалуется массовая печать. Куда опаснее — снижение критериев оценки, утрата городами лида необщего выражения, их безликость, осложняемая множеством неурядиц, связанных с плохим обустройством быта. 1 См.: О. Жагар. О типовом проектировании жилых крупнопанельных домов,— Архитектура СССР, 1985, Ѵ П -Ѵ ІІІ. 1 А . Полянский. Синтез искусств и строительныя стандарт. В сб.: Синтез искусств и архитектура общественных зданий. М,. Советский художник. 1974, с. 37. /, 137 I 1 Известия, 2 июня 1973 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2