Сибирские огни, 1986, № 6
месяца. После этого сообщения без всякого перехода он принимается теоретизировать: планетарная тектоника, изучение шельфа — вот пере довые направления современной геологической науки, и он, Саня, даже делал недавно доклад в научно-студенческом обществе о дешифрирова нии глубинных разломов по данным фотографирования из космоса; как жаль, что тема, которой непосредственно руководил Лавсеич, бесконеч но далека от этих исследований, как жаль, что этими исследованиями занимаются недостаточно интенсивно. — Не так уже бесконечно,—возражает Юрген, неожиданно обна руживая познания в геодогии, не зря, выходит, столько лет ездит сюда. —Шлихи в море брал для шефа? Брал. И я брал. Вот тебе и зона шельфа. — И про карту морских течений спрашивал,—добавляет Горычев. — Да нет, это все не то,—по-шефовски снисходительно говорит Са ня.—Это все продолжения береговых исследований, экстраполяция обычной сухопутной геологии. Шельф —это совсем другое, это, знаете... — Шурик,—перебивает его Юрген. Он всегда называет так Саню, когда хочет подчеркнуть свое превосходство.—Шурик, что такое шельф мы знаем. Геологию шельфа изучал еще капитан Немо. Жюля Верна в каком классе читал? — Капитан Немо —это который на подводной лодке? Я кино смотрел. Горычев, идущий первым, оборачивается и хочет что-то сказать, но оступается и зашибает ногу об корягу. Он прихрамывает и чертыхается. В самом деле, ночью, при свете фонариков, среди камней и коряг... Не самое удобное место для споров, тем не менее Горычев, подстегиваемый зудом просветительства, продолжает разговор: — Значит, про капитана Немо ты смотрел кино по телевизору. Что же ты еще у Жюля Верна не читал? — Мне проще сказать, что я не читал из той литературы, которая твоему Жюльверну даже не снилась. Хотя он и сочинял фантастику. — Стоп, стоп, Саня. Твой аргумент некорректен. Мы говорим сейчас не о специальной литературе, а о мировой классике, которую обязан знать каждый культурный человек. Ты культурный человек? — Культура —это сумма знаний, прежде всего. Зачем мне тратить время на чтение, когда я могу ту же информацию получить в спрессо ванном виде за какие-нибудь полтора-два часа телевизионного времени. — Да, но в кино всего не передашь, только голую фабулу, как пра вило. Нюансы, детали, особый вкус и аромат печатного слова... Это все равно, что брикет вместо нормальной пищи или суп в пакетах. — Ну и что, разве из брикетов плохие каши получаются? Рубаем за милую душу, а время приготовления вдвое короче. В конце концов, важен конечный результат. Саня, как мы видим, любит, поспорить и умеет приводить аргумен ты. Он только с шефом никогда не спорит, избирает путь беспрекослов ного повиновения. 20 Гузь встречает посланцев во дворе. Он в засаленной телогрейке, ру ки в мазуте —возится с мотором, который подвешен к ограде на тол стой, очевидно специально для этой цели прибитой доске. — А, ребята! Ну, проходите, проходите. Вы, говорят, меня спраши вали? Вчера только вернулся. Беда у меня приключилась, ребята: зи мовье мое подмыло, чуть не унесло, а сараюшку слизало —как не было. Припасы унесло, мотор. Ну, мотор я все же достал со дна, кошкой заце пил, а припасы с концом —консервы, сахар, сухари, все, что на зиму за вез. Рублей на триста убытку. Тридцать лет здесь живу, и не видал та кой напасти. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2