Сибирские огни, 1986, № 6

мне кажется, что герои этой книги не толь­ ко и не столько ищут себя, поставленные перед выбором, делая выбор, сколько со­ зидают себя, строя и созидая наше буду­ щее и будущее в обыкновенном сибирском сельском районе. А. ИВАНОВ Вадим Дементьев. Звездный путь. Поэзия Горного Алтая и других сибирских наро­ дов: прошлое и настоящее. Горно-Алтайск, Горно-Алтайское отд. Алтайского кн. изд-ва, 1985. Вадим Дементьев. Золотое сечение. О современной прозе и поэзии. М., «Моло­ дая гвардия», 1985. Вадим Дементьев начинает свою книгу «Золотое сечение» с размышлений о твор­ честве Леонида Леонова; его же, хотя и в примечании, но по очень серьезному и поэ­ тическому поводу, критик вспоминает и на страницах другой своей книги. И это знак не внешней связи... Среди алтайского высокогорья археоло­ ги раскрыли древний курган. Прошло вре­ мя, свет и влага проникли в почву, и над разрытым курганом поднялась березка. Се­ мя ее пролежало законсервированным ты­ сячи лет, а теперь стоит и растет дерево, живая связь времен, неизбывная сила и красота жизни. Конечно, необходимо знать и доскональ­ но изучить всё, что написано алтайскими поэтами, чтобы иметь основательное суж­ дение о творчестве этого уголка державы, но суждение такое станет только основа­ тельнее, если укрепить его знанием сти­ хотворного мира Бурятии, Якутии, Тувы... Если вникнуть в самое начало и разви­ тие культурных, литературных связей рус­ ских писателей с писателями народов Си­ бири. Основательность возникает и от об­ ращения критика к фольклору, эпическому наследию Зауралья, без понимания кото­ рых трудно представить себе всё то, что делается в культуре региона. Но если пред­ мет критика — поэзия, то и относиться к своему предмету он призван поэтически — сердцем, душой, а не только чистой логи­ кой. И выражать это свое отношение поэ­ тически, то есть взволнованно и образно. Тут-то и возникает у Вадима Дементье­ ва эта березка, этот точный и впечатляю­ щий образ национальной сибирской поэ­ зии — вечной силы и красоты жизни, силы, которая вся сразу и в настоящем, и в будущем, которая вся корнями своими ухо­ дит в плодородное прошлое культуры края. Счастливая находка критика, она пред­ ставляет собою своеобразный ключ к его творческому методу, Вернее сказать, к по­ ниманию творческого поведения этого кри­ тика, каким оно отразилось в «Золотом сечении» и «Звездном пути». Прийти к анализируемым книгам не толь­ ко через собственные и общие размышле­ ния, но добраться до этих книг через реаль­ ный, действительный, жизненный мир их авторов —таков принцип Вадима Демен­ тьева. И он, прежде чем начать цитировать т Аржана Адарова или Бронтоя Бедюрова, Николая Дамдинова или Семена Данилова, считает должным побывать на земле, кото­ рая породила этих поэтов и их книги, вы­ верить собственными впечатлениями, са­ мим характером этих земель всё то, что отразилось в стихе. Несомненно, Вадим Дементьев — один из тех критиков, которые особое внимание уделяют развитию национальных литера­ тур СССР, избрав основным предметом своего творчества именно эту сторону на­ шей культуры. Здесь слово Вадима Де­ ментьева — живое, конкретное, взволнован­ ное и современное — все заметнее, все яснее слышится в общем критическом раз­ говоре. Но было бы неверным говорить о «специализации» автора — сколь бы ши­ рокой и славной в данном случае она ни была. Пафос этих двух книг в другом. Критик занят поиском, осмыслением и утвержде­ нием связей в сфере культуры: связь младописьменных литератур с фольклором и эпосом; межэтнические связи националь­ ных литератур Сибири; влияние русской литературы на литературы народов СССР; темы рабочего человека и хлебного тру­ да — цементирующие темы советского ис­ кусства; родина — единый исток талантов, вечная сила, соединяющая творцов в деле созидания мира правды и красоты... Обратимся к ясному слову Пушкина: «Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана на совершен­ ном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведе­ ниях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных заме­ чательных явлений». Несомненно, одно из наиболее замеча­ тельных явлений современного литера­ турного процесса — это братское единение разноязыких писателей, это сам феномен советской культуры, явления, равного кото­ рому не было никогда. И тут, обращаясь, скажем, к истории творческой дружбы А.’ Твардовского и Я. Ухсая, восстанавли­ вая её страницы точно, досконально, с большим знанием вопроса и тактом, Вадим Дементьев занят именно «наблю­ дением современного замечательного явле­ ния», то есть воплощением в жизнь пуш­ кинского понимания критику Несуетным и неконъюнктурным поводом вызван и разговор о творчестве Леонида Леонова. В статье «Золотое сечение» ску­ пыми, но выразительными штрихами наме­ чены две простые, глубокие и верные мыс­ ли — о детальной реальной обоснованности прозы Леонова, о его корневой связи с рус­ ской культурой. Однако ценность этой статьи еще и в том, что она написана не только по наблюдениям над прозой масте­ ра, но и после общения с ним, после де­ тального изучения тех деревень, тех мест, откуда «есть пошла» проза Леонова. За переливанием из пустого в порожнее, за перечислением списков писательских, ко­ торые давно навязли в зубах у читателя, мы как-то забываем, что рядом с нами живет и работает писатель поистине великий, ред­ ко и только академически обращаемся к его творчеству — этому замечательному совре­ менному явлению. Не думаю, что статья

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2