Сибирские огни, 1986, № 6
мне кажется, что герои этой книги не толь ко и не столько ищут себя, поставленные перед выбором, делая выбор, сколько со зидают себя, строя и созидая наше буду щее и будущее в обыкновенном сибирском сельском районе. А. ИВАНОВ Вадим Дементьев. Звездный путь. Поэзия Горного Алтая и других сибирских наро дов: прошлое и настоящее. Горно-Алтайск, Горно-Алтайское отд. Алтайского кн. изд-ва, 1985. Вадим Дементьев. Золотое сечение. О современной прозе и поэзии. М., «Моло дая гвардия», 1985. Вадим Дементьев начинает свою книгу «Золотое сечение» с размышлений о твор честве Леонида Леонова; его же, хотя и в примечании, но по очень серьезному и поэ тическому поводу, критик вспоминает и на страницах другой своей книги. И это знак не внешней связи... Среди алтайского высокогорья археоло ги раскрыли древний курган. Прошло вре мя, свет и влага проникли в почву, и над разрытым курганом поднялась березка. Се мя ее пролежало законсервированным ты сячи лет, а теперь стоит и растет дерево, живая связь времен, неизбывная сила и красота жизни. Конечно, необходимо знать и доскональ но изучить всё, что написано алтайскими поэтами, чтобы иметь основательное суж дение о творчестве этого уголка державы, но суждение такое станет только основа тельнее, если укрепить его знанием сти хотворного мира Бурятии, Якутии, Тувы... Если вникнуть в самое начало и разви тие культурных, литературных связей рус ских писателей с писателями народов Си бири. Основательность возникает и от об ращения критика к фольклору, эпическому наследию Зауралья, без понимания кото рых трудно представить себе всё то, что делается в культуре региона. Но если пред мет критика — поэзия, то и относиться к своему предмету он призван поэтически — сердцем, душой, а не только чистой логи кой. И выражать это свое отношение поэ тически, то есть взволнованно и образно. Тут-то и возникает у Вадима Дементье ва эта березка, этот точный и впечатляю щий образ национальной сибирской поэ зии — вечной силы и красоты жизни, силы, которая вся сразу и в настоящем, и в будущем, которая вся корнями своими ухо дит в плодородное прошлое культуры края. Счастливая находка критика, она пред ставляет собою своеобразный ключ к его творческому методу, Вернее сказать, к по ниманию творческого поведения этого кри тика, каким оно отразилось в «Золотом сечении» и «Звездном пути». Прийти к анализируемым книгам не толь ко через собственные и общие размышле ния, но добраться до этих книг через реаль ный, действительный, жизненный мир их авторов —таков принцип Вадима Демен тьева. И он, прежде чем начать цитировать т Аржана Адарова или Бронтоя Бедюрова, Николая Дамдинова или Семена Данилова, считает должным побывать на земле, кото рая породила этих поэтов и их книги, вы верить собственными впечатлениями, са мим характером этих земель всё то, что отразилось в стихе. Несомненно, Вадим Дементьев — один из тех критиков, которые особое внимание уделяют развитию национальных литера тур СССР, избрав основным предметом своего творчества именно эту сторону на шей культуры. Здесь слово Вадима Де ментьева — живое, конкретное, взволнован ное и современное — все заметнее, все яснее слышится в общем критическом раз говоре. Но было бы неверным говорить о «специализации» автора — сколь бы ши рокой и славной в данном случае она ни была. Пафос этих двух книг в другом. Критик занят поиском, осмыслением и утвержде нием связей в сфере культуры: связь младописьменных литератур с фольклором и эпосом; межэтнические связи националь ных литератур Сибири; влияние русской литературы на литературы народов СССР; темы рабочего человека и хлебного тру да — цементирующие темы советского ис кусства; родина — единый исток талантов, вечная сила, соединяющая творцов в деле созидания мира правды и красоты... Обратимся к ясному слову Пушкина: «Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана на совершен ном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведе ниях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных заме чательных явлений». Несомненно, одно из наиболее замеча тельных явлений современного литера турного процесса — это братское единение разноязыких писателей, это сам феномен советской культуры, явления, равного кото рому не было никогда. И тут, обращаясь, скажем, к истории творческой дружбы А.’ Твардовского и Я. Ухсая, восстанавли вая её страницы точно, досконально, с большим знанием вопроса и тактом, Вадим Дементьев занят именно «наблю дением современного замечательного явле ния», то есть воплощением в жизнь пуш кинского понимания критику Несуетным и неконъюнктурным поводом вызван и разговор о творчестве Леонида Леонова. В статье «Золотое сечение» ску пыми, но выразительными штрихами наме чены две простые, глубокие и верные мыс ли — о детальной реальной обоснованности прозы Леонова, о его корневой связи с рус ской культурой. Однако ценность этой статьи еще и в том, что она написана не только по наблюдениям над прозой масте ра, но и после общения с ним, после де тального изучения тех деревень, тех мест, откуда «есть пошла» проза Леонова. За переливанием из пустого в порожнее, за перечислением списков писательских, ко торые давно навязли в зубах у читателя, мы как-то забываем, что рядом с нами живет и работает писатель поистине великий, ред ко и только академически обращаемся к его творчеству — этому замечательному совре менному явлению. Не думаю, что статья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2