Сибирские огни, 1986, № 6
Добавим, что Н. Курочкин не просто исследует современную интеллигенцию — у него четко определена сфера деятель ности персонажей. В повести «Предел текучести» инженер Коробков назначен начальником крупного строительного треста. Бывший руководи тель сознательно удалился на время, что бы молодой энергичный инженер смог противостоять натиску заказчиков, добивал ся правильного введения бригадного под. ряда, остановил текучесть кадров, словом, сделал то, на что не хватало сил у него самого. Правда, Борис Коробков пока что только ВРИО, но развернуться он успевает в полную силу. Н. Курочкин сразу вовлекает читателя в происходящее, мол, если вам и незнакома трестовская специфика, то ситуация-то наверняка известная. Пришел на место человек, борется со штурмовщиной, с за вышением плана, причем с помощью точ ных выкладок и расчетов; Герой Н. Курочкина убежден в своей правоте, для него «инженерия — инстру мент». Он не рубит сплеча — он доказы вает. Автор заставляет нас вдуматься, понять, осмыслить производственный конф ликт, мы испытываем уважение к его герою, стоящему на четкой нравственной, гражданской позиции. «Возможного исхо. да ссоры с заказчиками Борис и сам боял ся... Но, конечно, не взысканий и не раз жалования... Ну, пошлют в родное СУ-8 или куда горком направит. Или пусть да же прорабом. Все равно работа, все рав но стройка, все равно жизнь. Не страшно. Страшно, если не дадут довести до конца начатое. А еще страшнее, что все начатое им забудут и все пойдет по-прежнему». Борис Коробков — человек, вступающий в конфликт принципиально, из идейных соображений. Он из тех, кто идет до кон ца. Удачей Н. Курочкина мне кажется то, что его герой, при всей овоей человеческой неоднозначности,— личность яркая, граж дански активная. К сожалению, не столь сильное впечат ление оставляет повесть «Повышение ква лификации», где действуют также предста вители «среднего звена» технической ин теллигенции. Старший инженер Кошкин, мельком упо мянутый в других повестях, занимает здесь одно из центральных мест. Кошкин попада ет в Москву, на повышение квалификации. Его, как и других, селят в общежитие на месяц. Приходится знакомиться, приспо сабливаться, уживаться. Все идет неплохо, пока у одного из приехавших на курсы не пропадают деньги. На кого подумать? Каждый чувствует себя неловко, каждый попадает под подозрение, хотя общее мне ние постепенно склоняется к тому, чтобы обвинить Лингарта, поэта и бывшего «би ча», а ныне такого же работника треста, как все остальные. Коллизия выбрана интересная, тут. бы и столкнуть характеры, показать их изме нение, выявить наиболее яркие черты каждого человека, невольно вовлеченного в сложную ситуацию. Но события разви ваются как-то очень буднично: пока ве дутся споры о том, заявлять или не заяв лять в милицию, время проходит, постра давший «стреляет» по мелочам деньги у товарищей, и лишь после отъезда Лингар та выясняется, что деньги были давно най дены потерпевшим, но он... скрыл сей факт от соседей по комнате, оставив не виновного под подозрением И ничего, ЛЮ ДИ повозмущались да разъехались, лишь Кошкин потом все же напишет Лингарту, как было дело. Мысль автора ясна: волею обстоятельств под одной крышей оказались совершенно чужие взрослые люди, каждый из них со своей особинкой. Однако соединение лю дей в повести происходит чисто механи чески и в сюжетном, и в смысловом плане. Повесть «Повышение квалификации» чи тается с интересом прежде всего благода ря доскональному знанию обстоятельств, дела, а не глубокому изображению людей. Совсем иначе воспринимается печатав шаяся ранее повесть «Юрис Цивилис». Здесь Кошкин — уже главный герой, он сродни Борису Коробкову, хотя как лич ность ни в чем не похож на него. Кош кин — начальник отдела труда и зарплаты большого треста — вступает в конфликт с главным инженером Галимовым. Галя- мов видит в жизни лишь свою работу, свою должность, он готов «внедрять» на ура, не задумываясь. «Но, по-моему, именно такие люди и отодвигают коммунизм. Дети их растут безнадзорными, культура и история идут мимо них, любовь они теряют — не когда, ведь любовь требует сил и внима ния»,— рассуждает Кошкин. Конфликт предопределен прежде всего разным подходом к жизни, к человеку. Кошкин считает, что нельзя «внедрять» любой ценой — нужно досконально изу чить условия, существующие на подве домственных тресту стройках, и лишь по том начинать перестройку. Галямов же верит в железное слово «надо» и не желает видеть правоту Кошкина. Конфликт двух одинаково болеющих за общее дело работ ников принимает крайнюю форму: Галямов увольняет Кошкина. И тут начинается не привычное. Кошкин знает закон, он знает, что уволен неправильно, и ждет, когда его восстановят на работе в соответствии с трудовым законодательством. «Очнись, Лелька, мы же в Советском Союзе жи вем!»— говорит он плачущей жене. Одна ко к тому времени, как Кошкина восста новят на работе, он успеет понять важную вещь: он сидел не на своем месте, не будь этого, конфликт с начальством не принял бы столь резкой формы. И он уходит на другую должность. Николай Курочкин, как видим, уже ска зал свое слово в литературе, и нам оста ется пожелать ему дальнейших успехов и предостеречь от повторения пройденного. Н. КУБАТИЕВА Кооперация в странах социализма. М., «Экономика», 198$. Одной из обших закономерностей разви тия социалистических стран является ис пользование на всех этапах строительства социализма и коммунизма кооперативных форм хозяйствования. В системе коопера ции решается большой круг важных и 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2