Сибирские огни, 1986, № 6
пафос их произведений: острый общест венный интерес к проблемам сельского хозяйства, обсуждение которых выводило очерк на большие социально-этические темы. В деловом характере «деревенского» сибирского очерка 50-х годов (показатель но, что среди его авторов крупный орга низатор сельскохозяйственного производ ства Л. Иванов, ученый-мелиоратор С Залыгин и другие специалисты), в его нацеленности на решение, внехудожествен- ных, народнохозяйственных, практических задач нашла свое продолжение традиция очеркистики 30-х годов. В этой связи сле дует отметить, что второй половине моно графии порой недостает ретроспективы, которая бы подключала, там где надо, к разговору теоретические итоги первых глав. Мостик, переброшенный в заключе нии, убедительно доказывает плодотвор ность подобных сопоставлений и взаимо действий. Если продолжить мысль о преемственно сти очерка 20—30-х и очерка 50—70-х го дов, то 3-я и 4-я главы дают основание сказать о еще большей постоянной и тесной связи жанра с художественной прозой, что хорошо показано Б. М. Юдалевичем на примере творчества С. Залыгина^, В. Распутина, Г. Падерина, писателей Алтая, о неослабевающем внимании очеркистов к жизни народов Сибири и Дальнего Востока (А. Смердов, Л. Шинка рев, Ю. Шестакова), о прежней популяр ности среди писателей формы путевого очерка. Но время не прошло бесследно. Жанр стал опытнее, «повзрослел», обога тился новыми темами и формами. Создав ние в Сибири мощных научных центров, возникновение целых промышленных регио нов, таких, как БАМ, Братсйий и Усть- Илимский ТПК, подсказывали новые приемы, требовали большего разнообразия жанровых средств. Очерк как бы раздви гает пространственные и временные коор динаты художественно-публицистического исследования, обращается к «изначальной рани», к истокам сегодняшних событий и явлений, активно используя историю. Такие книги, как «Сибирь: откуда она пошла и куда она идет»,— новое слово в развитии очеркового жанра, сказанное Л. Шинкаре вым в соавторстве со временем и на основе опыта, накопленного за предыду щие десятилетия. Характеризуя 3-ю и 4-ю главы в целом, трудно пройти мимо их отличий (а они естественны) от первой половины книги. Более академичные по своему стилю главы, написанные Л. П. Якимовой, при влекают прежде всего полнотой теорети ческого освещения материала и систем ностью анализа. В сравнении с ними рабо та Б. М. Юдалевича, отвечая необходимым монографическим требованиям, тяготеет к обзорно-критической статье, к творческо му портрету, где важны палитра оттенков, существенный биографический штрих, точная деталь, ассоциация. Есть в этом свои преимущества, особенно в характери стике личности писателя, его творческой судьбы, индивидуальности, в чем мы на глядно убеждаемся, читая увлеченно написанные страницы о Л. Иванове, С. Ко жевникове, Л. Шинкареве. Есть и недо статки, сказывающиеся в уровне обобще ний результатов исследования, в недоста точности его типологического аспекта. Но было бы неверно относить эти различия только на счет исследовательских манер авторов. Есть «смягчающие обстоятельст ва»: у Б. М. Юдалевича иной и по исто рической дистанций, и по разнообразию материал. Монография Л. П. Якимовой и Б. М. Юдалевича, впервые обобщающая опыт си бирского очерка советской эпохи как само стоятельного и самобытного явления, ре шает ряд важных теоретических и мето дологических проблем. Так, через призму очеркового жанра прослежена и проанали зирована традиция документального начала сибирской прозы, ее постоянного при страстия к жизненно-достоверной основе, крепкой привязанности к злобе дня. Про должением этих качеств является публи цистичность, и монография «Сибирский очерк» значительно пополняет и проясняет наши представления об одной из важней ших традиций сибирской литературы. Э. БАЛЬБУРОВ Русские сказки Восточной Сибири. Состав ление тома, подготовка текста, коммента рий и предисловие Е. И. Шастиной. Иркутск, Вост.-Сиб. изд-во, 1985. Для непосвященного в премудрости фольклористики человека факт появления в последние годы в Сибири целого ряда интересных фольклорных изданий пока жется странным явлением, если учесть широко бытующее мнение о том, что тра диционный фольклор безвозвратно ушел в прошлое. Разумеется, горячо возражать против того, что традиционный фольклор, особенно некоторые его жанры, исчезают, было бы просто неразумно. Однако фак ты — упрямая вещь... Возьмем, например, сказки: в Сибири только за последние 10—15 лет вышло более десяти сказочных сборников! О чем это говорит? Прежде всего, ко. нечно, о возросшем читательском интересе к народному творчеству. Вместе с тем это является и свидетельством того, что, с одной стороны, сказка еще не ушла безвозвратно в прошлое из быта сиби ряков, а с другой — фольклористы Сибири, собиратели и исследователи оказались способными удовлетворить общественный интерес. Не случайно о большинстве этих сборников уже шел разговор в ‘печати, где они получили высокую оценку. И вот еще один сборник — «Русские сказки Восточной Сибири», вышедший в се рии «Литературные памятники Сибири». Сборник интересен во многих отноше ниях. Первое его достоинство: в нем опубликованы сказки, художественный уровень которых очень высок. Дело в том. что нередко в фольклорных сборниках издаются тексты малоудовл'етворительные по своему поэтическому уровню, в том числе и сказки. Это объясняется и тем, что записи сделаны от рядовых исполни телей, и тем, что фольклорная традиция в данной местности исчезла или исчезает. В рецензируемом же сборнике помещены 169 '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2