Сибирские огни, 1986, № 6

пафос их произведений: острый общест­ венный интерес к проблемам сельского хозяйства, обсуждение которых выводило очерк на большие социально-этические темы. В деловом характере «деревенского» сибирского очерка 50-х годов (показатель­ но, что среди его авторов крупный орга­ низатор сельскохозяйственного производ­ ства Л. Иванов, ученый-мелиоратор С Залыгин и другие специалисты), в его нацеленности на решение, внехудожествен- ных, народнохозяйственных, практических задач нашла свое продолжение традиция очеркистики 30-х годов. В этой связи сле­ дует отметить, что второй половине моно­ графии порой недостает ретроспективы, которая бы подключала, там где надо, к разговору теоретические итоги первых глав. Мостик, переброшенный в заключе­ нии, убедительно доказывает плодотвор­ ность подобных сопоставлений и взаимо­ действий. Если продолжить мысль о преемственно­ сти очерка 20—30-х и очерка 50—70-х го­ дов, то 3-я и 4-я главы дают основание сказать о еще большей постоянной и тесной связи жанра с художественной прозой, что хорошо показано Б. М. Юдалевичем на примере творчества С. Залыгина^, В. Распутина, Г. Падерина, писателей Алтая, о неослабевающем внимании очеркистов к жизни народов Сибири и Дальнего Востока (А. Смердов, Л. Шинка­ рев, Ю. Шестакова), о прежней популяр­ ности среди писателей формы путевого очерка. Но время не прошло бесследно. Жанр стал опытнее, «повзрослел», обога­ тился новыми темами и формами. Создав ние в Сибири мощных научных центров, возникновение целых промышленных регио­ нов, таких, как БАМ, Братсйий и Усть- Илимский ТПК, подсказывали новые приемы, требовали большего разнообразия жанровых средств. Очерк как бы раздви­ гает пространственные и временные коор­ динаты художественно-публицистического исследования, обращается к «изначальной рани», к истокам сегодняшних событий и явлений, активно используя историю. Такие книги, как «Сибирь: откуда она пошла и куда она идет»,— новое слово в развитии очеркового жанра, сказанное Л. Шинкаре­ вым в соавторстве со временем и на основе опыта, накопленного за предыду­ щие десятилетия. Характеризуя 3-ю и 4-ю главы в целом, трудно пройти мимо их отличий (а они естественны) от первой половины книги. Более академичные по своему стилю главы, написанные Л. П. Якимовой, при­ влекают прежде всего полнотой теорети­ ческого освещения материала и систем­ ностью анализа. В сравнении с ними рабо­ та Б. М. Юдалевича, отвечая необходимым монографическим требованиям, тяготеет к обзорно-критической статье, к творческо­ му портрету, где важны палитра оттенков, существенный биографический штрих, точная деталь, ассоциация. Есть в этом свои преимущества, особенно в характери­ стике личности писателя, его творческой судьбы, индивидуальности, в чем мы на­ глядно убеждаемся, читая увлеченно написанные страницы о Л. Иванове, С. Ко­ жевникове, Л. Шинкареве. Есть и недо­ статки, сказывающиеся в уровне обобще­ ний результатов исследования, в недоста­ точности его типологического аспекта. Но было бы неверно относить эти различия только на счет исследовательских манер авторов. Есть «смягчающие обстоятельст­ ва»: у Б. М. Юдалевича иной и по исто­ рической дистанций, и по разнообразию материал. Монография Л. П. Якимовой и Б. М. Юдалевича, впервые обобщающая опыт си­ бирского очерка советской эпохи как само­ стоятельного и самобытного явления, ре­ шает ряд важных теоретических и мето­ дологических проблем. Так, через призму очеркового жанра прослежена и проанали­ зирована традиция документального начала сибирской прозы, ее постоянного при­ страстия к жизненно-достоверной основе, крепкой привязанности к злобе дня. Про­ должением этих качеств является публи­ цистичность, и монография «Сибирский очерк» значительно пополняет и проясняет наши представления об одной из важней­ ших традиций сибирской литературы. Э. БАЛЬБУРОВ Русские сказки Восточной Сибири. Состав­ ление тома, подготовка текста, коммента­ рий и предисловие Е. И. Шастиной. Иркутск, Вост.-Сиб. изд-во, 1985. Для непосвященного в премудрости фольклористики человека факт появления в последние годы в Сибири целого ряда интересных фольклорных изданий пока­ жется странным явлением, если учесть широко бытующее мнение о том, что тра­ диционный фольклор безвозвратно ушел в прошлое. Разумеется, горячо возражать против того, что традиционный фольклор, особенно некоторые его жанры, исчезают, было бы просто неразумно. Однако фак­ ты — упрямая вещь... Возьмем, например, сказки: в Сибири только за последние 10—15 лет вышло более десяти сказочных сборников! О чем это говорит? Прежде всего, ко. нечно, о возросшем читательском интересе к народному творчеству. Вместе с тем это является и свидетельством того, что, с одной стороны, сказка еще не ушла безвозвратно в прошлое из быта сиби­ ряков, а с другой — фольклористы Сибири, собиратели и исследователи оказались способными удовлетворить общественный интерес. Не случайно о большинстве этих сборников уже шел разговор в ‘печати, где они получили высокую оценку. И вот еще один сборник — «Русские сказки Восточной Сибири», вышедший в се­ рии «Литературные памятники Сибири». Сборник интересен во многих отноше­ ниях. Первое его достоинство: в нем опубликованы сказки, художественный уровень которых очень высок. Дело в том. что нередко в фольклорных сборниках издаются тексты малоудовл'етворительные по своему поэтическому уровню, в том числе и сказки. Это объясняется и тем, что записи сделаны от рядовых исполни­ телей, и тем, что фольклорная традиция в данной местности исчезла или исчезает. В рецензируемом же сборнике помещены 169 '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2