Сибирские огни, 1986, № 6
мещали автору дать эстетическую харак теристику произведений и вместе попытать ся сделать ее концептуальной. Уже в раз боре книги А. Новоселова из конкретных наблюдений над художественными особен ностями выводятся общие признаки поэти ки, связанной с нравоописательной, этно графической и краеведческой нацеленностью раннего сибирского очерка. Очерки А. Но воселова характеризуются, по мнению Л. П. Якимовой, «прихотливой компози цией, вбирающей в себя и пейзаж, и этно графическую зарисовку, и фольклорную вставку, и сиены народной жизни, и быто вой эпизод, и исторический экскурс. Но силой своей обобщающей мысли автор придал этому мозаично-пестрому потоку наблюдений повествовательную цельность, подчинил разнородный жизненный мате риал единой публицистической задаче». Разнообразием стилевого рисунка отлича ются и очерки Л. Мартынова. В них автор также отмечает сложный жанровый состав: здесь и поэтический образ, и жи вописная картинка, и сухая, протоколь но-точная информация. Сходные приметы имеют очерки Б. Лапина, по поводу кото рых автор вспоминает определение очерка В. Г. Белинского: «бессвязные внешним образом, но дышащие одной мыслью кар тины». У всех трех писателей силой, орга низующей пестрый материал, является их «глубокая сопричастность происходящему», гражданская обеспокоенность, выливаю щаяся в публицистическую страстность и полемичность. Общим для сибирского очерка 20-х го дов является «образ дороги, мотив пу тешествия». Путевой очерк — излюблен ная жанровая разновидность писателей тех лет. Этому обстоятельству автор на ходит исчерпывающее объяснение: харак тер сибирской географии, беспокойное вре мя, зовущее в дорогу к освоению нового, разнообразные композиционные возмож ности путевого очерка. Хочется отметить в данной связи важное качество исследо вательской манеры Л. П. Якимовой. Она не разрешает себе никакой недосказанно сти, стараясь всякий раз исчерпать тему до самого дна. От этого ее работа остав. ляет впечатление ясности и законченности, во всяком случае; стремления к ним. Конечно, обеспечить все это убедитель. ной аргументацией не всегда представ ляется возможным в работе столь огра ниченного объема. Так, более пристального анализа, на наш взгляд, требует вопрос о причинах отставания очерка от собст венно художественных жанров в первое десятилетие Советской власти. Объяснять это только «перевороченностью действи тельности», ее противоречивостью и свя занной с этим особой сложностью ее пуб. лицистической оценки, когда будто бы очерк писать труднее, чем роман, пред ставляется сомнительным. В данном воп росе необходимо учесть и то, что речь идет об эпохе не просто сложной, но героиче ской, созидающей готовые образы и судьбы (такие, как Чапаев или Кожух), которые сами просились в обобщенно-типическую форму изображения. Революционная тема, нашедшая яркое художественное воплоще ние в литературе 20-х годов, наверняка имела и свой «рекогносцировочный», пуб- 168 лицистическийг этап осмысления в предре волюционной партийной печати. Так же, как «очерковый взрыв» второй половины 20 -х — начала 30-х годов предшествовал и готовил новую волну художественной прозы о первых пятилетках. В 30-е годы очерк приобретает некото-, рые новые отличительные качества, ста новится, как отмечает автор, лирико-публи цистической летописью первых пятилеток, исполненной пафоса социалистического созидания, агитационной и воспитатель ной, просветительской и деловой. Для чи тателей он стал «формой приобщения мил лионов к тому, что делается вне доступ ного их глазу пространства» (М.. Горький). В соответствии с новыми задачами, за мечает исследователь, изменились и жан ровые особенности. По композиции большая часть очерков 30-х годов, как и очерков 20-х годов, «представляет собой описание впечатлений, возникших при поездке на тот или иной участок фронта социалистического строительства в Сиби ри». Однако мотив дороги тут уже не яв лялся основным. В очерке 30-х годов обычно есть центр зрения, который задан целью поездки. Пробуждаемые ею автор, ские впечатления и раздумья группируются вокруг проблемы и публицистической идеи. Наличие сквозной, композиционно орга низующей проблемы делало очерк 30-х годов более синтетичным по своей струк туре. Изменился и его жанровый состав. «На первый план выдвигается производст венный очерк в его тематических разно видностях — «индустриальный и колхоз ный». В то же время не утратила своей ак туальности и традиционная для сибирской литературы тема взаимоотношений чело века и природы. Уже тогда, в 30-е годы, природоведческий очерк, оспаривая пресло вутый лозунг покорения природы, начал разговор о подлинно хозяйском отношении к ней. Видная роль принадлежала тут журналу «Охотник и рыбак Сибири», со бравшему вокруг себя опытных литерато- ров-очеркистов: В. Правдухина, А. Копте лова, Е. Пермитина, Б. Лапина и др. Уделяя необходимое внимание историко- литературной панораме и общей характе ристике жанра, автор не упускает из виду вопросы индивидуального своеобразия каж дого писателя, отмечая не только достоин ства, но и недостатки, такие, как очер ковая эклектика и издержки орнаменталист- ской моды («Заметки о Семипалатинске» И. Буркова), «туристический» подход к ма териалу, ведущий к «дорожно-путевой» легковесности и верхоглядству («Золотой Алдан» 3. Рихтер). 3-я и 4-я главы книги, написанные Б. М. Юдалевичем, посвящены очерку 1950— 1970-х годов. Середина 50-х — начало 60-х годов — время важных позитивных пере мен в нашей общественной жизни, повлек ших небывалое оживление очеркового жан ра и появление целой плеяды талантливых очеркистов так называемой «овечкин- ской школы». Среди них достойное место заняли писатели-сибиряки: С. Залыгин, Л. Иванов, П. Ребрин, П. Воронин. Ха рактеризуя творческие особенности каждого из них, Б. М. Юдалевич останавливает наше внимание на том, что определяло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2