Сибирские огни, 1986, № 6
повести Серафима Лукьянова на фронт. Сознание Высшей Справедливости застав ляет ее покинуть дом и семью, пойти вмес-' то мужа, прикрывшегося «бронью», на фронт. «Из каждой семьи должен быть сол дат»,— убеждена Серафима. «Иначе мы их не одолеем!»— горячо внушает она Матвею. Врага одолеть — вот главная задача каж дого советского человека той поры. И не обходимо, чтобы все поднялись на священ ную борьбу, чтобы никто не отсиживался в ожидании, пока другие сделают то, что надлежит совершить сообща. В этом и зак лючен основной пафос повести «Военная». Писатель поведал о женщине, прошедшей войну, о том, как сумела она подняться над личным, собственным, пусть и очень дорогим, во имя общего, главного, без чего и «собственному» не было бы возможности существовать. До Берлина дошла Серафима Лукьянова. Все пришлось ей испытать: и страх, и уни жения, и окопное «мать-перемать», и пер вую светлую, единственную и короткую любовь к командиру батареи лейтенанту Пухову... Однако для Серафимы война не закончилась с последним выстрелом. Самое страшное ждало ее дома. Еще на фронте она узнает, что против нее же настраивают ее собственную дочь, которая осталась с Матвеем, женившимся, не дожидаясь возврата Серафимы, на со седской Варьке Рындиной. А Варвара, поль зуясь ошибочной похоронкой, удочеряет и переводит Оленьку (дочь Серафимы) на свою фамилию. Таким образом Серафима теряет самое дорогое на свете, ради чего жила и проливала кровь. Деревня есть деревня. Здесь свой нрав ственный суд, не всегда совпадающий с общепринятыми моральными нормами. И читатель становится свидетелем, как мало- помалу мещанская подделка под правду перевешивает настоящую большую правду. Бросила, ушла от родного дитя. А куда, зачем — дело десятое. Главное — бросила. А, значит, какая она мать. Но автор не ограничивается скорым су дом соседей. Он идет дальше. Подлинная трагедия Серафимы в том, что ее не захо тела понять выросшая дочь, приняв за ак сиому мещанскую правденку соседей и Вар вары. И вот Ольгин-то суд со своей жесто кой несправедливостью для Серафимы страшнее всего. «...Вся эта жизнь, прожитая бурно и су рово, была посвящена человеку, который так непримиримо ненавидел ее. За что? Неужели только за то, что она поступила, как велела совесть, как велел разум и ве ликий человеческий инстинкт матери? Не ужели только за то, что она ушла защи щать землю, по которой бегала на слабень ких еще ножках русоволосая девочка, ее дочь? Неужели только за то, что она всеми мыслимыми силами, всем разумом и ма теринской любовью, совершенно не сознавая этого, сохранила овою жизнь для той де вочки, ее дочери?» Новые, сегодняшние наши поколения вы росли в мире, счастье и радости, и очень хорошо, что им не пришлось испытать во енных ужасов, но—предупреждает Вяч. Су качев-^ «только бы не забывали, что это счастье беречь надо пуще своего глаза и жизни своей, потому как добывалось оно слишком уж дорого, чтобы растерять его за здорово живешь, по лености или туго- думию». И невозможно тут не согласиться с писателем. За любовь и счастье, радость и благоденствие наш народ заплатил слиш ком большую цену. Алексей ГОРШЕНИН Л. П. Якимова, Б. М. Юдалевич. Сибирский очерк. Новосибирск, «Наука», 1984. «Континент будущего», гигантская строи тельная площадка нашей страны — Сибирь воплощает в себе дух перемен, стремитель ную динамику жизни. Сибирский материал обычно содержит в себе много беспреце дентного и уникального, злободневного и социально-острого— вот почему оибирская тема всегда была и остается благодатной нивой для писателя-очеркиста. Не случай но, через очерк прошли все ведущие си бирские прозаики, навсегда сохранив то пристрастие к фактической основе, которое стало постоянной приметой сибирской ли тературы. Вот почему с полным основанием авторы рецензируемой книги говорят об особой роли очерка в литературной жизни Сибири, о его теснейшей связи с прозой, драматургией, кинематографом, вообще — с культурной и социально-экономической жизнью региона. Особенность жанра под сказала принцип его исследования: «пока зать, как в движении очерка отразилась история экономического, социального и культурного освоения Сибири». Эта пере плетенность истории жанра и истории края стала для авторов монографии надежным ориентиром в широком и пестром материа ле, помогла уяснить «общую картину развития сибирского очерка за полувековой период», точнее, «наметить опорные момен ты его идейно-эстетической эволюции». 1 -я и 2-я главы книги, написанные Л. П. Якимовой, посвящены сибирскому очерку 20—30-х годов. Характеризуя истоки этого жанра в советской литературе, автор видел специфику развития очерка в Сибири в том, что он вырос «из осознания огром ных экономических, социальных и духовных возможностей этого края, его многонацио нальной сущности, необходимости освоения его нераскрытых богатств, природных и че ловеческих». С первых страниц работы автор верен обещанию: сочетать обзорный и монографи- .ческий принципы, идейно-тематический ана лиз произведений — с вниманием к их жан ровому аспекту. К непосредственному пред мету исследования Л. П. Якимова перехо дит после характеристики (о освещением интересных полемических фактов) литера турного процесса 20-х годов и места, кото рое занимает в нем очерк. В сибирском очерке 20-х годов прослеживается нраво описательная традиция классической рус ской литературы. У истоков его народовед ческого направления стоят имена В. Тан- Богораза и А. Новоселова, очерковая книга которого «Лицо моей Родины» явилась как бы своеобразным литературным завещанием дореволюционного писателя очеркистам со ветской Сибири. Широта историко-литературного кон текста и привлекаемого материала не по 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2