Сибирские огни, 1986, № 6
а книжной полки Вячеслав Сукачев, у порога. Повести. Бар наул. Алтайское кн. изд-во. 1985. О вечном и непреходящем — о любви эта книга. О возвышающем и очищающем ее воздействии, о счастье и горестях, надеж дах и разлуках, которые она с собой несет. И еще — о великой доброте людской, без которой немыслимы ни счастье, ни любовь. Светло и лирично, прозрачно-чисто и це ломудренно, задушевно и доверительно ведет разговор о любви Вяч. Сукачев. Его герои, как правило, щедро одарены чувства ми, живут ожиданием счастья. Но непрям, труден, порой, запутанно-противоречив их путь к пониманию истинной цены любви и счастья, а вместе с ними и смысла собст венного существования. Не случайно так все тесно переплелось у героев книги — «радост ное с печальным, веселое — с больным». При этом писатель вовсе не стремится к сюжетной усложненности или искусствен ному нагнетанию страстей. Ситуации, в ко торых оказываются его персонажи (за исключением, пожалуй, только повести «Во енная»), очень обыденны, даже иной раз тривиальны. Однако идет это не от недо статочного разнообразия жизненных наблю дений. Свое отношение к материалу, беру щемуся для художественного осмысления, Вяч. Сукачев недвусмысленно формулирует на страницах «Повести о любви»: «Как часто мы придаем значение только крупным эпизодам из жизни человека и почти совсем не обращаем внимания на частности, детали, так называемые мелочи человеческой жизни. А жизнь между тем насыщена ими до предела, и это они, мело чи, формируют человека...» Более того, эти самые жизненные част ности при умелом их использовании помо гают создавать каждый раз новый, неповто римый художественный узор, наполнять свежим содержанием и смыслом старую, как мир, схему того же, например, любов ного треугольника. Такой треугольник как будто бы и воз никает в заглавной повести сборника «Лю бава». Однако, вчитываясь, без особого труда можно заметить, что наполненность литературной схемы здесь несколько иная. Полюбив женатого человека, главная герои ня повести, не желая, однако, рушить семью Вячеслава Ивановича, своего возлюбленно го, решительно порывает с ним н даже вы ходит замуж за первого же, сделавшего ей предложение парня. Во всяком случае, чи тателя, ждущего, что сейчас заведется пружина «любовного» — по всем правилам — сюжета, ждет разочарование. Остро-рев нивое соперничество с внешним кипением страстей в повести отсутствует, хотя не зримая борьба за Любаву между ее мужем, Митей и Вячеславом Ивановичем действи тельно идет. К тому же, автор не отож дествляет, как это обычно делается, поня тия «нелюбимый муж» и «плохой человек», как не спешит с выводом, что «любимый человек», наоборот,— непременно лучший. На тончайшем оселке любви Вяч. Сукачев выверяет настоящую цену каждого из геро ев повести. Для Любавы чистота и сила ее чувства становятся доминантой, определяющей этот цельный характер, основными своими чертами удивительно схожий с характером Мити. «Полюби она Митьку, женка-то веч ная будет. Такую кудрями с толку не сбить, не дастся»,— думает о ней мать Мити, ви дя, как страдают и мучаются они оба. У Вячеслава Ивановича при всей его доб роте, открытости души, интеллигентности, нет той цельности, которыми отличаются Митя с Любавой, как нет и той силы чувств, того душевного накала, которые заставляют совершать поступки во имя любви, а не пассивно созерцать, ожидая, как развернутся события. Не случайно же решительного шага, которого так ждала от него Любава, Вячеслав Иванович сделать не смог. Весь трагизм положения Любавы в двой ственности, столь не присущей ее характе ру. Бежав от бесплодной любви Вячеслава Ивановича, от двусмысленности, которую таила их связь, еще долго и трудно будет идти Любава к мужу своему — Мите. Повесть «Любава» задает тональность всей книге, ибо отношение к любви стано вится мерилом нравственной ценности едва ли не каждого персонажа книги. В повести «На маленьком забытом полу станке» судьба сводит молодого инженера леспромхоза Сергея Карелина и глухонемую горничную поселковой гостиницы Милю. На первый взгляд, пара эта мало чем напоми нает Любаву и Вячеслава Ивановича, да и взаимоотношения здесь не осложнены никакими вмешательствами. Тем не менее в главном сходство тех и других несомнен но: в Миле угадывается та же, что у Лю бавы, цельность натуры и сила духа, а в Сергее Карелине — аморфность, боязнь ре шительных поступков и нравственной от ветственности за них Вячеслава Ивановича. Вполне закономерно, что и вз.аимоотноше- 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2