Сибирские огни, 1986, № 6

а книжной полки Вячеслав Сукачев, у порога. Повести. Бар­ наул. Алтайское кн. изд-во. 1985. О вечном и непреходящем — о любви эта книга. О возвышающем и очищающем ее воздействии, о счастье и горестях, надеж­ дах и разлуках, которые она с собой несет. И еще — о великой доброте людской, без которой немыслимы ни счастье, ни любовь. Светло и лирично, прозрачно-чисто и це­ ломудренно, задушевно и доверительно ведет разговор о любви Вяч. Сукачев. Его герои, как правило, щедро одарены чувства­ ми, живут ожиданием счастья. Но непрям, труден, порой, запутанно-противоречив их путь к пониманию истинной цены любви и счастья, а вместе с ними и смысла собст­ венного существования. Не случайно так все тесно переплелось у героев книги — «радост­ ное с печальным, веселое — с больным». При этом писатель вовсе не стремится к сюжетной усложненности или искусствен­ ному нагнетанию страстей. Ситуации, в ко­ торых оказываются его персонажи (за исключением, пожалуй, только повести «Во­ енная»), очень обыденны, даже иной раз тривиальны. Однако идет это не от недо­ статочного разнообразия жизненных наблю­ дений. Свое отношение к материалу, беру­ щемуся для художественного осмысления, Вяч. Сукачев недвусмысленно формулирует на страницах «Повести о любви»: «Как часто мы придаем значение только крупным эпизодам из жизни человека и почти совсем не обращаем внимания на частности, детали, так называемые мелочи человеческой жизни. А жизнь между тем насыщена ими до предела, и это они, мело­ чи, формируют человека...» Более того, эти самые жизненные част­ ности при умелом их использовании помо­ гают создавать каждый раз новый, неповто­ римый художественный узор, наполнять свежим содержанием и смыслом старую, как мир, схему того же, например, любов­ ного треугольника. Такой треугольник как будто бы и воз­ никает в заглавной повести сборника «Лю­ бава». Однако, вчитываясь, без особого труда можно заметить, что наполненность литературной схемы здесь несколько иная. Полюбив женатого человека, главная герои­ ня повести, не желая, однако, рушить семью Вячеслава Ивановича, своего возлюбленно­ го, решительно порывает с ним н даже вы­ ходит замуж за первого же, сделавшего ей предложение парня. Во всяком случае, чи­ тателя, ждущего, что сейчас заведется пружина «любовного» — по всем правилам — сюжета, ждет разочарование. Остро-рев­ нивое соперничество с внешним кипением страстей в повести отсутствует, хотя не­ зримая борьба за Любаву между ее мужем, Митей и Вячеславом Ивановичем действи­ тельно идет. К тому же, автор не отож­ дествляет, как это обычно делается, поня­ тия «нелюбимый муж» и «плохой человек», как не спешит с выводом, что «любимый человек», наоборот,— непременно лучший. На тончайшем оселке любви Вяч. Сукачев выверяет настоящую цену каждого из геро­ ев повести. Для Любавы чистота и сила ее чувства становятся доминантой, определяющей этот цельный характер, основными своими чертами удивительно схожий с характером Мити. «Полюби она Митьку, женка-то веч­ ная будет. Такую кудрями с толку не сбить, не дастся»,— думает о ней мать Мити, ви­ дя, как страдают и мучаются они оба. У Вячеслава Ивановича при всей его доб­ роте, открытости души, интеллигентности, нет той цельности, которыми отличаются Митя с Любавой, как нет и той силы чувств, того душевного накала, которые заставляют совершать поступки во имя любви, а не пассивно созерцать, ожидая, как развернутся события. Не случайно же решительного шага, которого так ждала от него Любава, Вячеслав Иванович сделать не смог. Весь трагизм положения Любавы в двой­ ственности, столь не присущей ее характе­ ру. Бежав от бесплодной любви Вячеслава Ивановича, от двусмысленности, которую таила их связь, еще долго и трудно будет идти Любава к мужу своему — Мите. Повесть «Любава» задает тональность всей книге, ибо отношение к любви стано­ вится мерилом нравственной ценности едва ли не каждого персонажа книги. В повести «На маленьком забытом полу­ станке» судьба сводит молодого инженера леспромхоза Сергея Карелина и глухонемую горничную поселковой гостиницы Милю. На первый взгляд, пара эта мало чем напоми­ нает Любаву и Вячеслава Ивановича, да и взаимоотношения здесь не осложнены никакими вмешательствами. Тем не менее в главном сходство тех и других несомнен­ но: в Миле угадывается та же, что у Лю­ бавы, цельность натуры и сила духа, а в Сергее Карелине — аморфность, боязнь ре­ шительных поступков и нравственной от­ ветственности за них Вячеслава Ивановича. Вполне закономерно, что и вз.аимоотноше- 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2