Сибирские огни, 1986, № 6
целом. Очеркистика — на пороге этих проблем, ей придется еще решать и ре шать их. III Развитие науки — противоречивый про цесс. В нем есть свои плюсы и минусы, или, как пишет Александр Шалимов в очерке «Наука: пути и перепутья» («Нева», 1984, № 10), на научном поприще «воз можны и взлеты и падения, ветры и Попутные, и супротивные». В самом деле, менее чем за полвека наука дала людям источники энергии невообразимой мощно сти, принципиально новые способы связи, передачи и хранения информации, вещест ва с заранее заданными свойствами, ле карства, которые помогли значительно продлить жизнь человека. И в то же вре мя не что иное, как наука, в результате от крытия термоядерного, лазерного, нейтрон ного и других видов оружия небывалого разрушительного действия поставила мир на грань катастрофы. В очерке речь идет как о пользе, так и о вреде науки, потому что делают ее люди, а среди них есть карьеристы и интриганы, мещане и формалисты, да и попросту лю ди некомпетентные. Нравственная пробле- 'м а вырастает в социальную, противобор ство двух мировых систем — в угрозу жизни всего человечества, имперские амби ции монополистического капитализма — в возможность гибельных для планеты «зве здных войн». Возникает необходимость в ограничи тельных мерах — автор считает, что нуж ны специальные запрещающие законы, чтобы научные знания не обращались во вред человеку. А такая опасность возни кает всякий раз, когда исследования по кушаются на саму человеческую сущность и когда, не познав ее глубоко и всесторон не, стремятся изменить ее с помощью всевозможных манипуляций евгеники. Александр Шалимов как бы полемизи рует с Михаилом Васиным. Если послед ний берет только одну сторону науки — ее полезность, не замечая второй, негативной по отношению к человеку, то первый рас сматривает их в единстве. Какая сторона одержит верх — вот критерий, на основа нии которого можно объективно судить о существе достигнутого. Это — единствен ная мерка, с которой можно подходить к «демону» науки. С такой позиции уже легче рассуждать о человеко-машинной системе, вести разговор о двойственности гибрида, его позитивных и негативных сторонах. Усилить позитив ные, свести на нет негативные моменты не в этом ли заключена контрольная фун кция общества; цель которой глубоко раз бираться в тех процессах, которые проис ходят в науке, и своевременно принимать меры, отвечающие прогрессу с точки зре ния наивысшего блага — всестороннего гармоничного развития личности? Много есть путей оздоровления научной ипостаси, но А. Шалимов останавливается на главном — подборе и подготовке кад ров. От них зависит, в каком направлении пойдут научные изыскания, будут ли они глубокими, всесторонними, преследующи ми в первую голову общественный интерес, или же на них появится печать конъюнкту ры, односторонности, карьеризма, узколич ных и узкогрупповых интересов, весьма далеких от интересов государственных. Конъюнктурщина — явление многоликое. Она проявляет себя и в том, что ее сто ронники рьяно берутся за все новое, пер спективное, выступают поборниками науч но-технического прогресса, но их идеи не глубоки, поверхностны, хотя на первый взгляд могут быть и эффективными. Эта внешняя имитация прогрессивности на са мом деле выражает глубоко спрятанный эгоизм, стремление подняться на волне всеобщего интереса к новому, получить подобающие случаю дивиденды. И здесь часто происходит обратное тому, на что рассчитан истинный прогресс — в сторо не оказывается человек, с его внутренним духовным миром, с его постоянным стрем лением к совершенствованию, на передний план выступает техника в суперсовремен ной упаковке. Этот эгоизм порождает другое зло — ведомственность, при которой легко сра жаться за пресловутую честь мундира. И вот уже бракуется модель, найденная где- то за пределами данного ведомства или научно-исследовательского института, от вергается оригинальная идея, не принима ется в расчет иная точка зрения, пусть и заслуживающая серьезного внимания. У конъюнктурщины есть и другая сторо на медали. Она — отличная ширма для загрязнения научной среды, когда на вол не общественного доверия к науке, как грибы после дождя, создаются все новые и новые НИИ, где целые коллективы, подоб но небезызвестным ткачам из сказки Ан дерсена «Голый король», начинают дей ствовать вхолостую. Что можно противопоставить этому? Нельзя не согласиться с автором, что про тивовесами здесь должны быть бескомпро миссная честность, научная принципиаль ность, непререкаемый авторитет подлинно го исследователя. В этом случае, полагает А. Шалимов, не будет места лженаучным теориям, не будет трудных защит, когда человек в течение восьми лет пять раз вы нужден представать перед Ученым сове том, чтобы отстоять свои идеи. Автор приводит слова известного фран цузского геолога Бурнара: «Геологи при выкли все новое встречать ударом молот ка». Только ли геологи? И почему? Разу меется, нельзя сбрасывать со счетов всевозможные «подводные течения», кото рые проявляются в научной среде, но суть дела все-таки таится грубже — она в том, что научные знания утверждаются в борь бе парадигмы и парадокса. Даже честные и добросовестные ученые не всегда с рас простертыми объятиями встречают новые идеи. И, наверное, в этом нет ничего сверхъ естественного. Наоборот, было бы совер шенно удивительным, если бы любая неиз вестная доселе идея встречалась аплоди сментами. В этом случае все современные Мюнхаузены от науки становились бы ве ликими учеными. И в качестве панацеи А. Шалимов предлагает еще более тесную связь науки и практики. Против этого возражать трудно. Ведь, скажем, одно из условий приема в аспирантуру — это как 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2