Сибирские огни, 1986, № 6
тории по стандартизации и унификации промышленных роботов ВНЙИНМАШ по ка что не по силам преодолеть межведом ственные перегородки. Казалось бы, напрашивается сам собой вывод — необходимо все сосредоточить в одних руках, создать специальную отрасль, способную свершить новый качественный скачок в научно-техническом прогрессе. Но позиция авторов противоречива — они вроде бы и за, и в то же время не против того, что происходит сегодня. В одном и том же абзаце читаем: «Каждая отрасль стремится удовлетворить в основном соб ственные потребности, такую практику можно считать относительно приемлемой (?). Хотя потери, безусловно, она уже дала, и немалые (!). Но в общем-то пора наводить порядок». Ну чем не позиция «очарованного стран ника», завороженного тем, что происходит, и не решившего, что же делать, что пред принять, как оценить происходящее? От сюда и нечеткость выводов, некоторое за мешательство: говорят-то все по-разному, как бы не ударить не в те колокола, кто его знает, как все оно пойдет — хорошо и то, что происходит, а если есть трудности, то это ведь трудности роста, растущее дитя цивилизации их переживет и двинет ся дальше. - Сомнений в том, что оно переживет и двинется дальше, у читателя не возника ет, но где же, вправе он спросить, пози ция, которой издавна славилась наша очеркистика и публицистика? А нет ее, как нам кажется, потому, что в очерке нет основного — человека, той самой главной производительной силы, без кото рой самые совершенные роботы — всего- навсего лишь куча дорогостоящего желе за, не более. В. Герасимов и Н. Петров пишут не без пафоса: «Социальный эффект — за робо тами наблюдать особой квалификации не надо». И опять это всего-навсего фраза, ничего по сути не объясняющая. Выходит, человеку не следует подниматься до пони мания сложной техники, а можно и рас слабиться, опуститься на ступеньку ниже. Но будет ли это хорошо самому человеку, не станет ли ему в таком случае просто неинтересно с роботами, а последним с ним, «невеждой» в новой технике. И не этими ли суждениями руководство вались, как мы узнаем из газетных публи каций, те самые министерства и ведомства (числом около сотни), которые согласовы вали программу «Интенсификация-90» и не обратили внимания на такого рода па радокс: на старых допотопных станках рабочий зарабатывает больше, ’чем на на станках с числовым программным уп равлением. Почему же при переходе на более совершенную технику семья токаря должна жить хуже, оказаться в матери альном проигрыше? Можно ли в этом слу чае рассчитывать на успешное освоение новой техники? Ведь не случайно, что ког да ученые провели на ленинградских пред приятиях социологическое исследование, вышло вот что. Из каждых десяти опро шенных шестеро заявили: если заработок будет строго соответствовать трудовому вкладу — они готовы прибавить В ПрОИЗ; водительности от десяти ДО 15 процен- тбё, а десятая часть опрошенных готова увеличить выработку более чем в полтора раза. Вот где спрятаны резервы, и чрезвычай но интересно было бы посмотреть на них через призму человеко-машинной системы. Что в ней положительно и что отрицатель но. Буржуазные социологи дают на этот вопрос недвусмысленный ответ. Явный выигрыш в том, что микроэлектроника ос вобождает человека от монотонного физи ческого труда, давая ему больше возмож ностей для творческой интеллектуальной деятельности. Явный проигрыш — сниже ние интеллектуальности труда человека, который становится простым надсмотрщи ком за поведением роботов, для чего даже не нужно знать их устройства и принци пов действия. Словом, незавидная роль ожидает человека в будущем — одна мо нотонность сменит другую. Вместо того, чтобы заниматься тяжелым физическим трудом или же производить незамыслова- ные и однообразные операции на конвейе ре, он будет постоянно следить за дейст виями роботов, чтобы с ними ничего не случилось, и эта постоянная насторожен ность станет в такой же, если не большей степени, изматывать человека. Такова наша реакция на мнение бур жуазных футурологов. А что же ожидает нас? Ведь социальные последствия НТР у «нас» и у «них» должны быть качественно иными. Это в теории. А что же на практи ке, вырисовывается ли эта противополож ность уже сегодня или нет? Если да, то как, а если нет, то почему, что мешает че ловеку быть не просто придатком машины, и есть ли такая возможность? Вопросов, как видим, много, и отнюдь не праздных, ибо фраза, брошенная в одном из рассмот ренных выше очерков: дескать, за робо тами наблюдать особого ума не нужно, нас ни в коем случае ни успокоить, ни удовлетворить не может. Ибо Получается: тот, кто конструирует роботов — в высшей степени интеллектуал, маг, чародей, эли тарная, скажем так, личность, а тот, кто за ними наблюдает в условиях производ ства, человек второго сорта, нечто вроде сторожа материальных ценностей, ему и грамоты особой не надо — нажать ту или иную кнопку он может и не зная всех пре мудростей техники. Но коли это простая операция, то почему она поручается чело веку, не лучше ли ее отдать тоже машине... Вот с такими мыслями и читаешь очерк М. Васина «Психология НТР» («Знамя», 1984, Яг И ). Читаешь и думаешь: неужели мысль публицистическая, художественная уступает мысли технической и научной? Нет, утверждает автор, нельзя не учиты вать «человеческий фактор», особенности взаимодействия людей и техники, способ ность человека приноровиться к машине. Каков же он, человеческий фактор? Оказывается, очень загадочен: никто — ни психолог, ни хирург не знали, как работа ет человеческий мозг, на что способен, когда кибернетики стали конструировать человеко-машинную систему. А она, эта система, представляет собой некий, пока еще умозрительно складывающийся союз человека и машины, способный управлять работой целой ТЭЦ, обслѵживаютей та кой район Москвы, как Химки —Ховрино. Но сможет ли один человек ' углядеть 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2