Сибирские огни, 1986, № 6
1984, № 4). Мирное освоение космоса мно- гранно, многолико. Только от космической геологии наше народное хозяйство получа ет ежегодный экономический эффект, оце нивающийся в десятках' миллионов руб лей. А космическая связь, осуществление мечты Циолковского о новой обители для человечества, а десятки других не менее заманчивых и выгодных всем людям земли проектов! О многих из них не догадыва ются даже фантасты. Мирный космос работает. Эта удивитель ная система, называемая искусственным интеллектом, используется в гуманистиче ских целях. Представьте себе тонущий в океане корабль, сигналы которого о бедст вии не слышит никто вокруг, но они улав ливаются в космосе. Или самолет с пасса жирами, потерпевший катастрофу где-либо в самых отдаленных, труднодоступных ме стах земного шара. Кто может увидеть прежде всего это бедствие? Только — «космическое око». Оно точно определяет координаты и сообщает их в ту страну, где это произошло. Как это гуманно — человек создал средство, которое приходит на помощь ему в самые критические моменты. А та ких ситуаций множество. Статистика пока зывает, узнаем мы в очерке, что в период с 1971 г. по 1980 г. на морях и океанах погибло 3764 морских судна, каждое вме- 'стимостью более 100 регистрационных тонн (при этом мелкие плавсредства — яхты, катера, рыбацкие шхуны — не учи тываются). Это почти столько, сколько потопили фашисты англо-американских су дов за всю вторую мировую войну. Многие суда (более шести десятков) ис чезли бесследно. До сих пор не знают, на пример, как потонул норвежский нефте- груз «Берге Ванга», следовавший под ли берийским флагом в 1979 г. из Бразилии в Японию. Но приятнее узнать о другом: какие же меры предпринимаются, чтобы исключить подобные ситуации. Оказыва ется, сделать можно многое, если объеди нить усилия, если «техносфера», как образ но назвал А. Проханов, новый рождаю щийся феномен, будет действовать во бла го, а не во вред человечеству. Есть примеры (к сожалению, их мало), когда люди соединяют свой интеллект во имя гуманных целей. Так, по соглашению между СССР, США, Францией и Канадой создана специальная организация — кос мическая система поиска аварийных су дов и самолетов, на счету которой уже десятки спасенных граждан Канады, США, Великобритании и других стран. Читаешь строки об этом — и невольно приходит мысль: вот оно, пожалуй, самое грозное социальное противоречие в дейст вии — человек порождает технику, кото рая может либо спасти, либо уничтожить его самого. Вот уж поистине: «И при мешь ты смерть от коня своего». Сразу вспоминается одна из семи загадок мира, над разрешением которых бьется естест венный интеллект человека вместе с ис кусственным. Но ответа, который бы удов летворил всех оппонентов, до сих пор нет. Дело в том, что согласно законам небес ной механики между Землей и Марсом должна была бы обращаться вокруг Солн ца еще одна планета. Есть ее расчетная орбита, но самой планеты нет. Носится ЛИШЬ. ПО ЭТОЙ НебеСНОЙ Траектории КОСМИг ческая пыль, и она наводит на грустные размышления: а не произошло ли неверо ятное — цивилизация, которая появилась на этой не названной и никак не обозна ченной планете (а она могла появиться раньше, чем на Земле, ибо планета была удалена от Солнца на большее расстояние и, естественно, -остывала быстрее, и про цессы образования там жизни могли по явиться раньше), в результате непонятно го для нас конфликта взорвала сама себя? Разумеется, это пока что гипотеза, но пра во на существование она имеет, ибо если ее не брать во внимание, то непонятно, как исчезла планета, а если последней не бы ло, то тогда как быть с небесной механи кой — ведь ее основы до сих пор в науч ном мире никто не ставил под сомнение. II Когда знакомишься с очеркистикой о но вом явлении в научно-техническом про грессе, невольно ловишь себя на мысли, что авторы как бы находятся на пороге с широко раскрытыми глазами — перед ни ми комната, полная чудес, точнее говоря, даже не комната, а своеобразный выста вочный зал, где они видят много удиви тельных вещей. Гиды о них рассказывают с увлечением, и это увлечение переходит и к пишущим — они стараются в меру своих сил и способностей передать впечат ление об увиденном и услышанном чита телю. В этом плане показателен упомянутый выше очерк Виктора Герасимова и Нико лая Петрова. Из него мы узнаем о том, что Ленинград стал общесоюзным центром роботизации: сюда едут со всех концов Союза. Но первые роботы появились не здесь, а на Московском первом подшип никовом заводе, когда там был создан цех- автомат по сборке подшипников. Произо шло это еще в 1958 г. Стоп. Читатель вправе остановить по вествование и сопоставить две цифры: 1958 и 1984 — двадцать шесть лет. Срок немалый, но почему так задержался про цесс роботизации, что было тому причиной? Вопросы — не праздные, и ответ на них — это прежде всего анализ тех процессов, которые способствуют роботизации, либо, наоборот, ее тормозят. Однако авторы, следуя известному афо ризму «нельзя объять необъятное», вовсе не стремятся затягивать здесь паузу — они ведут нас дальше по волшебному ми ру интеллектуальных систем, стараются дать как можно больше сведений. Смотри те, говорят они, вот — один из первых в городе роботизированный штамповочный .участок на объединении «Ленинградский электромеханический завод». «Людей поч ти нет. Двадцать восемь прессов обслужи вают роботы. Редко — одинокая фигура наладчика. Участок работает без пересме нок, без обедов. К концу пятилетки будет 150—180 роботов, — говорит генеральный директор Евгений Петрович Шарапов. — Это позволит увеличить объем в 1,6 раза, а рабочих сократить на 2%». Далее незримая рука гида ведет нас на 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2