Сибирские огни, 1986, № 6
ем включить в работу 57,1% мировой ар мии действующих информационно-техниче ских систем. С роботами, в этом нас авто ры убеждают, следует говорить на «вы». В них — масса достоинств. Они берут на свои плечи нетворческие, рутинные опера ции, высвобождая большое количество людей. Цифры, приводимые авторами, за ставляют призадуматься. Вот, например, орловский завод «Промприбор». Еще не давно на нем работало 700 человек и вы пускали они в год 2 миллиона терморегу ляторов для холодильников. Теперь на за воде, благодаря внедрению роботов, оста лось 350 рабочих, и выпускают они в год уже 7 миллионов терморегуляторов. Налицо рост производительности труда, причем исчисляемый не в десятках, а в сотнях процентов. Весьма примечателен и другой эффект — на завод приходит го раздо меньше рекламаций. Роботы трудят ся надежнее, на «сделку с совестью» они не идут, негодные заготовки, детали, не соответствующие стандартам, не ставят, не устраняют чужие огрехи, не подтачива ют, не подгоняют, не «химичат». Сам по себе пример впечатляющ. Созда ется мнение, что, возможно, действительно найдена панацея от многих наблюдаемых еще зол — халтуры, брака, недобросовест ного отношения, работы «по настроению» и т. п. Разговор подкрепляется фактами, вык ладками, которые рассеивают сомнения. Новое входит в проходную заводов, и там его ждут, натерпевшись от прогулов, от всякого рода разгильдяйства и небре жения со стороны «нероботов», и не толь ко, оказывается, ждут, но и подают заяв ки. Так, например, в 1980 году заявок бы ло на 25 тысяч роботов, а удовлетворено только 6 тысяч, в 1985 году их уже при няли 60 тысяч, а сумели дать 40, и вот вырисовывается прогноз — в 1990 году хозяйственники просят 375 тысяч роботов, промышленность же может поставить только 100 тысяч. И эти 1Ö0 тысяч могут высвободить 250 тысяч столь нужных на родному хозяйству работников и дать на родному хозяйству не менее миллиарда рублей прибыли. А если бы удалось удовлетворить весь объем заявок? Тогда можно было бы высвободить целый мил лион человек и принести дополнительный доход в три миллиарда рублей. Очерк агитирует, доказывает, убежда ет. В этом его несомненное достоинство, кстати, здесь необходимо заметить и тот немаловажный штрих, что речь идет о ле нинградских предприятиях, которые идут в авангарде роботизации производства, про кладывают путь и перспективу, стремятся не только перенять лучший зарубежный опыт, но и превзойти его, утвердившись во мнении, что дорога выбрана не только верная, но в настоящее время, пожалуй, единственная, которая может привести к наиболее значительному ускорению науч но-технического прогресса. Но — таковы уя; гримасы современной эпохи —■самая хитрая и изощренная тех ника рождается в гонке вооружений, навя занной империалистическим миром. И ког да мы читаем, что в Японии уже действу ет завод «Хино», где роботы изготавлива ют роботов, невольно закрадывается 158 мысль: не новый ли это виток той самой спи рали, которую стремятся современные «крестоносцы» протянуть к так называ емым «звездным войнам»? Это беспокойст во в связи с коварной ролью, которую мо гут выполнять плоды изощренного ума че ловеческого, слышится в публицистичес ком репортаже Александра Проханова «Эскадра» («Октябрь», 1985, № 2). Прямо- таки левиафановский образ возникает пе ред нами в следующих строках: «Гидро физические барьеры, установленные в про ливах и узкостях, кабелями соединяются с береговыми центрами, компьютеры обраба тывают параметры лодок, выдают на цент ральный пункт где-нибудь в недрах Гене рального штаба ВМС США, где на дисп лее — картина Мирового океана, с дви жением советских подводных лодок». И пока над миром не исчезла зловещая тень угрозы новой мировой войны с ее по истине чудовищным потенциалом (доста точно сказать, что мощность того смерто носного груза, который несет одна амери канская атомная подводная лодка «Трай дент», в 25 раз превосходит мощность всех взрывчатых веществ, Взорванных за всю вторую мировую войну), с особым удов летворением воспринимаются зарисовки о наших вооруженных силах и людях, кото рые в сложной международной обстанов ке несут боевую вахту по защите мира, умело управляют боевой техникой, о чем А. Проханов повествует с присущей ему образностью и масштабностью. Человек и машина в грозной обстановке — одно це лое. «Радиометрист у экрана ведет цель. В зеленоватых отблесках лоб. Наушники. Микрофон у рта, зеленые отметки проле тают сквозь его зрачки, сознание, и каж дая оставляет малую насечку... Планше- тисты наносят цели на кальку. Держат машины в невесомых тенетах карандаш ных линий». В очерке «Генерал» И. Арсентьева («Зна мя», 1985, № 1) мы вместе с автором ощу щаем в действии мощную систему «чело век —машина», где воедино слились чело веческий фактор и могучая техника — сов ременный военный самолет, который ви-' дит в действии не репортер, не очеркист- профессионал, а человек, говорящий о се бе, что он старый воздушный волк, сам крутивший «бочки» до умопомрачения. Но в каких условиях? Чаще средь бе ла дня в ясную погоду. «А здесь? Я пе рестаю верить своим глазам. Да и как верить, ежели то, что происходит, не ви дишь?» Фигуры высшего пилотажа герой очер ка ведет ночью, в кромешной тьме, в об становке сплошной облачности, и то, что происходит на глазах автора,— это свое образная гармония и аса-пилота, и безуко ризненно действующей машины, до преде ла «напичканной механизмами». Картина ночного полета вселяет в нас мысль, что есть у нас тот несокрушимый противовес, благодаря которому ставится под серьез ное сомнение фатальная неизбежность звездного поединка двух противоборству ющих на международной арене сил. О том, что это противоборство могло бы перейти в иное качество — совместное сотрудничество в мирном освоении космо са, мы узнаем из очерка Георгия Берего вого «Космическая вахта» («Новый мир».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2