Сибирские огни, 1986, № 6
нения. Согласен: нынешний Кодекс о бра ке и семье — особенно в той его части, где речь идет об интересах детей,—действи тельно нуждается в каких-то коррективах. Но уповать на то, что, дав больше прав мужской половине за счет ущемления прав женщин, матерей, мы радикально решим эту сложнейшую проблему, вряд ли сто ит. Мне кажется, что П. Муравьев где-то противоречит самому себе, когда в своих призывах и проповедях опирается на выс шую коммунистическую нравственность и интересы детей. Уж если быть тут до кон ца честным и последовательным (к чему и подвигает нас автор), то по законам высшей нравственности мужья и жены, уже имеющие детей, вообще не должны расходиться — во имя того, чтобы, по словам самого П. Муравьева, над несчаст ными мальчишками и девчонками «не . рас кололось небо, да земля тоже». Я пони маю: жить под одной крышей, когда жизнь супружеская дала основательную трещину, идти на уступки и жертвы даже во имя детей — дело трудное, граничащее с нравственным подвигом, и далеко не каждая супружеская пара на это способ на. Но в таком случае молодым супругам, прежде чем обзаводиться детьми, по-ви димому, нужно сначала убедиться и удо стовериться в своей совместимости (кото рая, к слову сказать, выявляется уже с самых первых «медовых» месяцев), равно как убедиться в том, насколько совмести мы, «показаны» друг для друга семьи, породнившиеся в результате данного бра ка. Момент, между прочим, весьма су-, шественный. Ибо бракоразводные процес сы возникают не только потому, что «не сошлись характерами» он и она, но пото му, что обнаруживается непримиримый антагонизм между породненными «клана ми», когда новоявленные сватовы, ку мовья, свояки, шуряки обращаются в сов ременных Монтекки и Капулетти. Итог такой вражды, как правило, известен за ранее: отравленные ее ядом, новобрач ные из Ромео и Джульетт превращаются в истцов и ответчиков, делящих в зале судебных заседаний кто жилплощадь, кто детей, а кто все вместе... Во второй се мейной неудаче Ковина Ритино семейство, как показывает автор, тоже сыграло свою черную роль. Да иначе и быть не могло, потому что не мог этот честный, трудолю бивый, выросший в многодетной крестьян» ской семье человек и, естественно, при выкший всего в жизни добиваться собст венным горбом,— ужиться в семейке прож женных деляг во главе с «всемогущим» доставалой Иоанном Иосифовичем. Раз лад, разрыв был тут и неизбежен и сразу предопределен, что — повторяю — показа но автором убедительнейшим образом. Но тогда тем более странным и непонятным выглядит упорное стремление героя (тоже быстро все уразумевшего) сохранить семью, его решительное несогласие разре шить конфликт по уму — расстаться с Ри той раз и навсегда и не заводить при этом ребенка. В главе, посвященной второму неудач ному браку героя, как в капле воды, от разились, мне кажется, все сильные и сла бые стороны повести. Проявив недюжин ную художническую широту и прозорли вость, показав все многообразие обстоя тельств, условий, влияний и воздействий, вследствие которых рушится семья и «рас калывается небо» над головой ни в чем неповинного ребенка, словом, правильно и остро поставив проблему, П. Муравьев разрешает эту проблему несколько прямо линейно и однобоко. Все дело, по мнению главного героя, в нашем злосчастном «же нолюбивом» Кодексе. Но тут мне хочется привести один классический пример, за печатленный пером великого нашего писа теля, пример, когда закон решительно встал на сторону отца, оставил ребенка ему, человеку порядочному, всеми уважа емому, а жену, нарушившую супружеский долг, от ребенка отлучил. Читатель, конеч но, уже понял, что я имею в виду «Анну Каренину», которая, кстати, не раз поми нается в повести П. Муравьева. Но поми наются в «Сладких яблоках» лишь те мес та толстовского романа, где речь идет о Вронском, Китти, Левине. А вот сам бракоразводный процесс Анны с Карени ным, дающий, казалось бы, прекрасную возможность сопоставить, как делались такие дела в прошлом веке и в наши дни, остался «за скобками». И не потому ли герой обошел в своих размышлениях-суж дениях эту важнейшую сторону «Анны Карениной», что бессмертный роман в данном вопросе — не союзник ни главного героя «Сладких яблок», ни самого П. Му равьева? Ведь кодекс Российской империи был именно таким, о каком мечтает Ко- вин,—далеко не «женолюбивым», и, сог ласно его железным «уложениям», пре имущественное право при разводе полу чил Алексей Александрович Каренин, до бившийся полного отлучения жены от сы на. Но какой трагедией это обернулось — и для Анны, и для Сережи, и для самого Каренина,— мы тоже прекрасно знаем... Так что не надо спешить с «конкретными предложениями», не надо уповать на то, что внесение поправок в Кодекс (хотя, по-видимому, они и нужны, и уместны) автоматически разрешит многие семейные проблемы. Если судить по всему вышесказанному, может сложиться впечатление, что повесть П. Муравьева плохо соотносится с пре дыдущими сочинениями, посвященными «поздней любви», исканиям личного сча стья по второму, третьему кругу. Отнюдь. Все изложенное выше составляет лишь предысторию героя, показанную, в отли чие, скажем, от романа «Близкие», с по истине эпической щедростью (что, замечу в скобках, и необходимо, и оправдано). А настоящее героя «Сладких яблок» как раз и состоит из мучительных поисков найти во что бы то ни стало верную, ум ную, преданную подругу жизни. Само со бой разумеется, поиски эти сопровождают ся немалыми сомнениями, рефлексиями; пережитое, выстраданное в двух преды дущих женитьбах-осечках породило у Ко вина, можно сказать, некий комплекс же нобоязни. Нет, герой П. Муравьева не анахорет и образ жизни ведет отнюдь не монашеский. Норвав с Ритой, он довольно быстро сходится с приятной, ^илой жен щиной по имени Вика, чья личная жизнь в прошлом тоже изрядно потрепана и не удачным браком, и нелепыми случайными 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2