Сибирские огни, 1986, № 6
ни первая жена Людмила, ни ее восприем ница Рита не желают связывать навеки судьбу свою с этим честным, глубоко порядочным человеком. Именно порядоч ность Ковина, его истинно крестьянская преданность семье, детям претят этим расчетливым, эгоистичным мещаночкам, мечтающим об эмансипированном рае со всеми его «благами», начиная от преслову той свободной любви и кончая мечтой запо лучить в мужья человека удачливого, добычливого, без всяких идеалистических предрассудков и комплексов. Тут, наверное, можно упрекнуть П. Му равьева в некоторой предвзятости и задан- ности. Уж слишком в разных «весовых категориях» находятся противоборствую щие стороны в его повести: насколько по рядочен, благороден, благоразумен герой, настолько мерзки, мелочны, эгоистичны его бывшие подруги. Разница эта сразу бро сается в глаза, порождая вполне резонный вопрос: а куда, собственно, смотрел наш умница-герой, когда соединял свою судьбу с такими мегерами? Ну ладно, положим, первую семейную неудачу можно еще спи сать на юношескую влюбленность и житей скую неопытность. Но второй-то «прокол» почему получился? Да еще какой! Ведь вскоре после свадьбы Рита прямо и честно заявила Ковину, что она беременна, но рожать не хочет, потому что жить с ним дальше не собирается. На что герой наш, крепко заквашенный на дрожжах истинно Крестьянской нравственности, произносит страстный поучительно-обвинительный мо нолог, где фигурируют такие слова, как «предать», «убить», «ответственность мате ринская»... Ковин добивается-таки мирной передышки, но хватает ее ровно на пять лет, ровно настолько, чтобы родившаяся «неубитая» Миланка крепко привязалась к отцу и тем самым усугубила разыграв шуюся впоследствии семейную драму. Все это, безусловно, не что иное, как очевидные издержки полемизма, той художественно-публицистической запаль- чивости, в которую «вдарился» автор, отважившийся поставить в своей повести, в качестве первоочередного, вопрос о реши тельном пересмотре Кодекса о браке и семье. Впрочем, лично я склонен этот экстремизм автору извинить, потому как затеянный им разговор о несовершенстве или, выражаясь языком юристов, несбалан сированности ныне действующего законо положения о браке и семье в самом деле давно назрел и просится в повестку дня сегодняшнего, требующего переориентации нашего общественного сознания по многим, по самым различным пунктам. Извинить некоторую запальчивость автору «Сладких яблок» можно еще и потому, что в своих реформистских требованиях он исходит из правильных, не подлежащих никакому сом нению предпосылок. Дети, их интересы, их будущее, а в конечном итоге будущее всего нашего подрастающего поколения — вот что, по глубочайшему убеждению П. Муравьева и его героя, должно быть поставлено во главу угла как при строи тельстве семьи, так и при вынесении окон чательных приговоров по «гражданским делам», коли уж семья развалилась и это печальное «де-факто» надлежит оформить «де-юре». Но, как убедительно показывает 154 автор, на эти приговоры сплошь и рядом кладутся штампы ходячих, устаревших, однако не утративших силу общественного мнения взглядов и представлений. Не случайно одной из ключевых является сцена развода героя со второй женой, сце на, во время которой в зале суда прозвуча ло нечто неслыханное — категорическое требование Ковина оставить дочку ему, отцу. «■— Если уж я оказываюсь недостойным супружеской любви этой воспылавшей ненавистью женщины, то уверяю высокий суд, что дочь наша любит отца, то есть меня, не меньше, чем любит мать или, ска жем, закармливающую, заласкивающую и заваливающую ее подарками и гостинцами бабушку. Прошу суд учесть это обстоятель ство и , оставить дочку со мной. Любить дочурку, варить, стирать, гладить — я умею решительно все и все решительно сделаю, лишь бы дочь моя не стала подоб ной своей маме и бабушке и никогда бы не сиротила своих собственных детей». Но, как верно замечает автор, заявле ние это прозвучало в полном смысле гла сом вопиющего в пустыне; больше того, на Ковина «высокий суд», состоящий, кстати, почти из одних женщин, посмот рел чуть ли не как на психически ненор мального. Где это видано, чтобы ребенка отлучали от матери, у которой и прекрас ная служебная характеристика, и без упречная репутация среди соседей по до му, да и внешний вид не вызывает никаких подозрений? Вот если бы она бы ла пропивашкой, гулящей, садисткой, под вергающей ребенка систематическим из биениям, вот тогда бы можно было «по ставить вопрос»... Но мы-то знаем самую главную тайну этой внешне добропоря дочной, модно одетой, складно говорящей женщины, знаем, что в душе-то она мах ровая мещанка, исповедующая гнусный, доставшийся ей в наследство от папаши- торгаша принцип «ты — мне, я — тебе». Притом Рита — воинствующая мещанка, отлично знающая, что закон в бракораз водном деле непременно будет защищать ее «интересы», потому она так нагло тре тирует, унижает Ковина — вплоть до того, что пытается настроить против него ма- лютку-дочку. И не случайно после завер шения всей этой бракоразводной комедии у героя вырываются полные муки и горе чи слова: «А ну, если бы по закону выс шей коммунистической нравственности мне, как любящему отцу, не предающему ни любовь, ни дочь, ни жену, оставили Золо товолоску, а Рите выдали бы исполни тельный лист на алименты в четверть всех ее заработков?! Да Рита в первую же ночь после суда стояла бы предо мной на коленях и проклинала бы мать и отца, всех дедушек и бабушек, кто воспитал ее так и надоумил разводиться». Героя здесь можно понять, можно даже согласиться с тем, что в данном, конкрет ном случае было бы разумнее перераспре делить роли между бывшими супругами: истцом объявить его, а ответчицей — ее. Но вот когда автор, основываясь исклю чительно на одном этом, прямо скажем, уникальном случае, требует решительного, коренного переустройства основных зако ноположений, здесь уже возникают сом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2