Сибирские огни, 1986, № 6
эта тонкая сфера не утратила своей-?>айн- ственности и непознаваемости. Ну, в самом деле, разве можно было предполагать, что после столь беспощадного откровенного признания Катя и Митин не только будут встречаться еще, но и не смогут вообще жить друг без друга? 3. Богуславская интересно прослеживает, тонко описывает многие перипетии этого романа, начавшегося вроде бы банально и нескладно, но повлекшего за собой серьез ные последствия, повлиявшего не только на судьбу главных его персонажей. Особенно хочется выделить главу, рассказывающую о разрыве Кати с мужем Федором, главу, заставляющую — не побоюсь такой дерз кой аналогии — вспомнить «однозвучные» главы «Анны Карениной». Страдания Федо. ра, который, даже узнав «всю правду», тем не менее не опускается ни до пошлой бра ни, ни до слезливого унижения, который с истинно мужским благородством предлага ет Кате вернуться к нему, если у нее там не сложится, — все это и- правдиво, и жиз ненно, и по-настоящему трогательно, испол нено боли и горечи. Здесь писательнице уда ется нарисовать тот едва ли не самый труд ный «вид» семейной драмы, когда воистину нет виноватых, когда теряешься, не зна ешь, за кого болеть, кому отдать предпо чтение в выражении сочувствия и соуча стия. V С такой же правдивостью, нигде ничего не сглаживая, не «подсиропливая», стре мится 3. Богуславская передать все оттен ки, нюансы, изгибы сложных отношений между Катей и Митиным. Эти отношения, убеждает нас автор, не могли не быть сложными, потому что сошлись люди во многом противоположные, в чем то даже несовместимые — с разными привычками, склонностями, убеждениями. И дело Здесь не в принадлежности героев-любовников к профессиям, не имеющим меж собой ни чего общего. Напротив: как ни странно это, ни изумительно, однако «технарь» до мозга костей Митин глубоко ценит и Катин та лант, и ее работу, прекрасно понимает, ка ких жертв требует служение сцене, какую непосильную ношу взваливает оно на пле чи этой нервной, впечатлительной, болезнен ной женщины. «Такая у тебя профессия, та кая судьба... Ты поглощаешь энергию и нер вы других, чтобы насытить ими Катюшу, Ирину, Веру. И без этого ты не можешь». Вот почему Митин никогда не предъявляет Кате никаких претензий, не выставляет ни каких условий, даже когда сама Катя ста вит вопрос ребром: «Скажи... по-твоему, что-то мешает мне быть нормальной жен щиной?» Но вся беда, весь парадокс в том и заключается, что именно это уважение, это благоговейное почтение, которое испы тывает Митин к своей возлюбленной — актрисе, и мешает им прийти к согласию, служит причиной бурных сцен, за которыми следуют долгие, мучительные разлуки. Не даром однажды, в порыве полнейшего отча яния, Катя заявляет: «Ситуация наша без надежная». . Но нет, как показывает дальнейшее раз витие событий, не безнадежная, далеко не безнадежная. Уже через несколько страниц мы становимся свидетелями, как после оче редного выяснения отношений Катя прихо дит к выводу: «Так будет всегда. Либо на 152 до отказаться от Митина, либо согласить ся со всем, что в нем есть. Обсуждать бес полезно». И Катя выбирает второе, вняв на сей раз мудрому совету Митина: «— Важно понять друг друга в главном, остальное приложится, остальное — подроб ности... С подобными аргументами не поспоришь. Но кто сказал, что подробности менее важ ны, чем основа? Что ствол главнее листь ев?» После этого интригующего поворота со бытий, увенчанного к тому же столь много значительным вопросом, ждешь, что автор покажет нам, как же все-таки случилось, что эти два бескомпромиссных, неуступчи вых, обидчивых человека пришли к согла сию, к тому полному «съединенью», когда регистрация брака становится по сути пу стой формальностью. Увы... Четко обозначив «ствол», 3. Богу славская «листьями» в данном случае пре небрегла. В романе, названном — еще раз подчеркну — столь интимно-доверительно «Близкие», как раз и показано, как люди,, во многом чуждые друг другу, становятся все-таки близкими, близкими настолько, что уже и не мыслят жить поодиночке. Тут снова дает о себе знать конспективность, очерковая скороговорка; снова, как и в гла вах, посвященных предыстории героя, жизнь сердца человеческого подменена «изложе нием»—в данном случае рассказом о всевоз можных бедах и напастях, которые неждан но обрушились на Митина и Катю, но зато их окончательно сблизили. Спору нет, и тя желая болезнь Любки, и смерть «Великой Старухи» сыграли немаловажную роль в судьбе героев. Именно эти .несчастья, слу чившиеся с двумя самыми дорогими им людьми, и заставили Катю и Митина прий ти к согласию, принять окончательное ре шение. Но все это просто-напросто доведе но до сведения читателя — в порядке уте шительной информации, без необходимых психологических подробностей, без всяких внутренних волнений и потрясений. Одним словом, голый «ствол» без «листьев»... Наш разговор о романе 3. Богуславской был бы неполным, усеченным, если бы мы остановились лишь на линии Митин — Л а мара — Настя — Катя. Несмотря на солид ную протяженность этой линии и ее главен ствующее положение в сюжете, у 3. Богу славской есть и еще одна линия, введен ная в роман отнюдь не только ради прида ния ему необходимой (согласно требовани ям жанра) многоплановости. Любовные «хождения по мукам» героя чередуются с рассказом об истории несчастной любви его дочери, и история эта также заслуживает обстоятельного, заинтересованного разгово ра, тем более, что она в какой-то степени контрастирует с основной интригой «Близ ких». Подробно повествуя о Любкином сердеч ном увлечении, о том, как эта своенравная девчонка вдруг по уши влюбилась в мест ную знаменитость — руководителя джаз-ан. самбля Владимира Куранцева и стала его тенью, обрекла себя на роль покорной ра бы,— 3. Богуславская как бы реставриру ет классический вариант неразделенной любви, столь знакомый нам по произведени ям русской и зарубежной литературы про шлых веков. Впрочем, правде жизни автор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2