Сибирские огни, 1986, № 6

шевгіые переживания, муки их совести. Кстати, о совести. У главного героя она почему-то на удивление молчалива, едва ли не атрофирована. Митин как-то даже осо­ бо и не переживает, когда- на его глазах умирает Ламара (автор так и пишет: «Ми­ тин пережил смерть жены, похороны, помин­ ки много легче, чем ожидал»). Хотя и тут ведь ясно: опухоль мозга, сведшая несчаст­ ную в могилу, несомненно, была в какой-то степени следствием нервного потрясения, которое перенесла Ламара после ухода му­ жа. Ведь ей-то было намного труднее, ведь она, будучи матерью грудного ребенка, да­ же не имела права на такую «роскошь», как бегство в лечебно-профилактических це­ лях в романтические восточно-сибирские края, не говоря о попытке самоубийства... Неубедительным на этом «фоне» выглядит и привязанность дочери Любки к Митину; сплошной тайной остается для нас, отчего Любка, девчонка очень своенравная, дерз­ кая, ершистая, так быстро амнистировала своего блудного отца, так легко отпустила ему все его тяжкие прегрешения. Тут мне могут возразить: но ведь вое вы­ шеизложенное — всего-навсего пролог, не­ обходимое предисловие к главным событи­ ям, рассказывающим, как Митин ищет и в итоге находит верную спутницу, устраивает, наконец, личную свою жизнь. Что ж, по­ смотрим, как это происходит. Спустя много лет после смерти жены Ми­ тин' случайно познакомился с молодой акт­ рисой Катей Цыганковой — оба оказались в «люксе», где остановилась «Великая Ста­ руха» Варвара Крамская, бывшая долгие годы для Митина чем-то вроде второй ма­ тери. Знакомство поначалу развивалось по хорошо известному сценарию. Митин вы­ звался проводить Катю и прямым ходом по­ вел ее к себе на квартиру. «Она вроде бы и не хотела этого, но не противилась, оста­ лась у него». А утром: « — Пожалуй, нам не стоит встречаться, — сказала бна... — Мы не принесем друг другу счастья. — Она допила остаток кофе. — А мне бы хотелось, чтобы ты был счаст­ лив. — Ты же знаешь, что мы встретимся, — проговорил он. — Разве тебе было плохо? Она дернула худым плечом, усмехнулась. — Честно? Мне — отвратительно». Этот момент мне кажется очень сущест­ венным, и я позволю, себе уделить ему осо­ бое внимание. В последнее время на стра­ ницах периодики появилось множество ли­ тературных фельетонов, авторы которых, подцепив на свои остроотточенные перья несколько эпизодов, либо просто абзацев, рисующих интимную близость, разражаются благородным негодованием: что это такое? чему учат подобные произведения? и вооб­ ще доколе будет произрастать в нашей про­ зе вся эта «клубничка»? Согласен: со стра­ ниц нашей текущей беллетристики ежегод­ но можно собирать обильные урожаи «клуб­ нички», притом далеко не всегда первого сорта. Но ведь растет-то эта злополучная «клубничка» на всем нам хорошо знакомой почве, именуемой реальной жизнью. И не писатели, не литература повинны в том, что в наши дни многие мужчины и женщины, по выражению все той же 3. Богуславской, «просто, без предрассудков» идут на бли­ зость, вступают в интимную связь быстро и охотно. Конечно, это симптом тревожный, свидетельствующий о понижении общего нравственного уровня, тем более что «про­ стотой» грешат и люди совсем молодые и далеко не молодые, и, конечно же, с этим надо бороться. Но прежде чем бороться, прежде чем негодовать, призывать, пропо­ ведовать, надлежит как следует разобрать­ ся, принять во внимание все те перемены, сдвиги, коррективы, которые внесла в эту деликатную, загадочную «сферу» сама жизнь. А сдвиги здесь налицо, да еще ка­ кие! К примеру, первая близость ныне уже перестала быть, так сказать, венцом «побе­ ды» мужчины над женщиной. Ведь — что тут скрывать! — начитавшись в свое время классики, мы как-то привыкли считать: ко­ ли «он» соблазнил, совратил «ее», то отны­ не она обращается в послушное, рабски преданное существо, готовое все сносить, все прощать своему возлюбленному. Под влиянием этих многочисленных донжуан­ ских историй, донесенных до нас писателя­ ми прошлых столетий, у многих мужчин сложился прочный стереотип мышления и поведения: мол, стоит переспать с женщи­ ной, и отныне ты — повелитель, избранник. Однако жизнь жестоко покарала этих ново­ явленных донжуанов. Не ставлю себе целью выяснять, подробно исследовать (да, собст­ венно, дело это никчемное и занятие беспо­ лезное), когда именно, вследствие каких именно обстоятельств произошли здесь «ко­ ренные изменения», — скажу лишь в по­ рядке констатации. Ныне многие женщины сами, притом самым решительным образом порывают с мужчинами именно после пер. вой близости. Первая близость становится нередко серьезнейшим испытанием для муж­ чин, и увы, не все, далеко не все представи­ тели нашего сильного, самоуверенного пола это испытание выдерживают. И, наверное, нет ничего удивительного в том, что мы все чаще и чаще встречаем в современных «лю­ бовных» романах и повестях прелюбопыт­ ные сценки, когда совратитель из павлина обращается в жалкого, ощипанного петуш­ ка. Вот, к примеру, как описан в уже зна­ комой нам повести «Уроки гармонии» А. По. лищука проходной курортный романчик героини, «завязавшей» со своим любовни­ ком после двух встреч: «...неожиданно для себя она сошлась с пожилым терапевтом из санатория. До того врач искусно при­ творялся ее вполне платоническим возды­ хателем. В первую ночь так боялась и дро­ жала... что ничего не почувствовала и не запомнила. Проревела все утро, не пошла на завтрак и процедуры. Но продлила пыт­ ку еще на ночь. Терапевт ушел через час, благодушный, а Алиса с его уходом будто очнулась — показалась себе униженной й опозоренной. Было мерзко». Вот и героиня 3. Богуславской тоже не скрывает, что ей «отвратительно», и делает это отнюдь не ради того, чтобы сбить спесь со своего совратителя. Тут нечто совсем другое, тут какая-то загадка. И право, ко­ гда читаешь подобные сценки, во-первых, не чувствуешь не только вкуса — даже за­ паха «клубнички» не ощущаешь, а во-вто­ рых, ловишь себя на мысли: нет, пусть внешне, в чем-то отношения между муж­ чинами и женщинами упростились, но про­ ще, примитивнее не стали, равно как вся 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2