Сибирские огни, 1986, № 6
шевгіые переживания, муки их совести. Кстати, о совести. У главного героя она почему-то на удивление молчалива, едва ли не атрофирована. Митин как-то даже осо бо и не переживает, когда- на его глазах умирает Ламара (автор так и пишет: «Ми тин пережил смерть жены, похороны, помин ки много легче, чем ожидал»). Хотя и тут ведь ясно: опухоль мозга, сведшая несчаст ную в могилу, несомненно, была в какой-то степени следствием нервного потрясения, которое перенесла Ламара после ухода му жа. Ведь ей-то было намного труднее, ведь она, будучи матерью грудного ребенка, да же не имела права на такую «роскошь», как бегство в лечебно-профилактических це лях в романтические восточно-сибирские края, не говоря о попытке самоубийства... Неубедительным на этом «фоне» выглядит и привязанность дочери Любки к Митину; сплошной тайной остается для нас, отчего Любка, девчонка очень своенравная, дерз кая, ершистая, так быстро амнистировала своего блудного отца, так легко отпустила ему все его тяжкие прегрешения. Тут мне могут возразить: но ведь вое вы шеизложенное — всего-навсего пролог, не обходимое предисловие к главным событи ям, рассказывающим, как Митин ищет и в итоге находит верную спутницу, устраивает, наконец, личную свою жизнь. Что ж, по смотрим, как это происходит. Спустя много лет после смерти жены Ми тин' случайно познакомился с молодой акт рисой Катей Цыганковой — оба оказались в «люксе», где остановилась «Великая Ста руха» Варвара Крамская, бывшая долгие годы для Митина чем-то вроде второй ма тери. Знакомство поначалу развивалось по хорошо известному сценарию. Митин вы звался проводить Катю и прямым ходом по вел ее к себе на квартиру. «Она вроде бы и не хотела этого, но не противилась, оста лась у него». А утром: « — Пожалуй, нам не стоит встречаться, — сказала бна... — Мы не принесем друг другу счастья. — Она допила остаток кофе. — А мне бы хотелось, чтобы ты был счаст лив. — Ты же знаешь, что мы встретимся, — проговорил он. — Разве тебе было плохо? Она дернула худым плечом, усмехнулась. — Честно? Мне — отвратительно». Этот момент мне кажется очень сущест венным, и я позволю, себе уделить ему осо бое внимание. В последнее время на стра ницах периодики появилось множество ли тературных фельетонов, авторы которых, подцепив на свои остроотточенные перья несколько эпизодов, либо просто абзацев, рисующих интимную близость, разражаются благородным негодованием: что это такое? чему учат подобные произведения? и вооб ще доколе будет произрастать в нашей про зе вся эта «клубничка»? Согласен: со стра ниц нашей текущей беллетристики ежегод но можно собирать обильные урожаи «клуб нички», притом далеко не всегда первого сорта. Но ведь растет-то эта злополучная «клубничка» на всем нам хорошо знакомой почве, именуемой реальной жизнью. И не писатели, не литература повинны в том, что в наши дни многие мужчины и женщины, по выражению все той же 3. Богуславской, «просто, без предрассудков» идут на бли зость, вступают в интимную связь быстро и охотно. Конечно, это симптом тревожный, свидетельствующий о понижении общего нравственного уровня, тем более что «про стотой» грешат и люди совсем молодые и далеко не молодые, и, конечно же, с этим надо бороться. Но прежде чем бороться, прежде чем негодовать, призывать, пропо ведовать, надлежит как следует разобрать ся, принять во внимание все те перемены, сдвиги, коррективы, которые внесла в эту деликатную, загадочную «сферу» сама жизнь. А сдвиги здесь налицо, да еще ка кие! К примеру, первая близость ныне уже перестала быть, так сказать, венцом «побе ды» мужчины над женщиной. Ведь — что тут скрывать! — начитавшись в свое время классики, мы как-то привыкли считать: ко ли «он» соблазнил, совратил «ее», то отны не она обращается в послушное, рабски преданное существо, готовое все сносить, все прощать своему возлюбленному. Под влиянием этих многочисленных донжуан ских историй, донесенных до нас писателя ми прошлых столетий, у многих мужчин сложился прочный стереотип мышления и поведения: мол, стоит переспать с женщи ной, и отныне ты — повелитель, избранник. Однако жизнь жестоко покарала этих ново явленных донжуанов. Не ставлю себе целью выяснять, подробно исследовать (да, собст венно, дело это никчемное и занятие беспо лезное), когда именно, вследствие каких именно обстоятельств произошли здесь «ко ренные изменения», — скажу лишь в по рядке констатации. Ныне многие женщины сами, притом самым решительным образом порывают с мужчинами именно после пер. вой близости. Первая близость становится нередко серьезнейшим испытанием для муж чин, и увы, не все, далеко не все представи тели нашего сильного, самоуверенного пола это испытание выдерживают. И, наверное, нет ничего удивительного в том, что мы все чаще и чаще встречаем в современных «лю бовных» романах и повестях прелюбопыт ные сценки, когда совратитель из павлина обращается в жалкого, ощипанного петуш ка. Вот, к примеру, как описан в уже зна комой нам повести «Уроки гармонии» А. По. лищука проходной курортный романчик героини, «завязавшей» со своим любовни ком после двух встреч: «...неожиданно для себя она сошлась с пожилым терапевтом из санатория. До того врач искусно при творялся ее вполне платоническим возды хателем. В первую ночь так боялась и дро жала... что ничего не почувствовала и не запомнила. Проревела все утро, не пошла на завтрак и процедуры. Но продлила пыт ку еще на ночь. Терапевт ушел через час, благодушный, а Алиса с его уходом будто очнулась — показалась себе униженной й опозоренной. Было мерзко». Вот и героиня 3. Богуславской тоже не скрывает, что ей «отвратительно», и делает это отнюдь не ради того, чтобы сбить спесь со своего совратителя. Тут нечто совсем другое, тут какая-то загадка. И право, ко гда читаешь подобные сценки, во-первых, не чувствуешь не только вкуса — даже за паха «клубнички» не ощущаешь, а во-вто рых, ловишь себя на мысли: нет, пусть внешне, в чем-то отношения между муж чинами и женщинами упростились, но про ще, примитивнее не стали, равно как вся 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2