Сибирские огни, 1986, № 6
стве героев-влюбленных избирали, как пра вило, людей молодых, зачастую только- только еще вступающих в жизнь. Тема «пер вой любви» — одна из самых популярных в нашей классике, и любовь под пером Пуш кина, Тургенева, Чехова, Куприна, Вереса ева, Паустовского предстает как серь езное нравственное испытание, играющее немалую роль в формировании человеческой личности. В произведениях же, о которых идет речь в настоящей статье, в том числе и в «Уроках гармонии», мы видим нечто дру гое, я бы даже сказал, качественно другое — любовь людей зрелых, являющихся уже вполне сложившимися личностями. Видим и воочию убеждаемся, как это трудно, ко гда два человека, уже будучи личностями и в духовном, и в жизненном плане, всту пают в любовный союз, пытаются создать семью. Тут, говоря словами Тютчева, не столько «съединенье, сочетанье», сколько «поединок роковой». Тут уж о какой-то «притирке» характеров, о каких-то компро миссных уступках вряд ли может быть речь. Тут только так: либо круто ломай свой характер, меняй коренным образом весь строй своего мышления и существова ния, либо иди на разрыв. Как это ни пара доксально, ни прискорбно, но именно жи тейский и жизненный опыт, зрелость мыс лей и чувств не только не помогают обрести гармонию и согласие, но зачастую являют ся для них неодолимым препятствием. Ока зывается, «поздняя любовь», при всех ее прелестях и «усладах», даже при всем том, что она является нередко своеобразным духовным ренессансом для человека, воз носит его, по словам героини А. Полищука, на «новую орбиту», таит в себе немало опасностей и коварств. Она прежде всего ставит человека перед жестоким выбором: либо перерождайся, либо оставайся самим собой. Второе означает возвращение к про шлой жизни и... к прежней семье. Что и де лает в итоге герой А. Полищука. Но — и здесь тоже воздадим должное автору — это возвращение «блудного отца» он пока зывает отнюдь не как легкий выход из ту пикового положения. Это — именно выбор, который выстрадан героем^’ сделан после мучительных раздумий и терзаний, ценой тяжких утрат. Но и награда за такой, ис тинно мужской, поступок немалая — обре тение настоящей гармонии, того самого «согласия с самим собой», которое дает воз можность человеку нормально жить, спо койно и уверенно смотреть в будущее. «Жизнь становилась снова ясной и внятной. Алехин Прикусил губу и чуть склонил го лову, глядя перед собой пристально и серь езно, будто рассматривая свою будущую жизнь. Не видел он там ни сердечных смут и торжествующих гулов крови, ни услад, ни сердечных биений и замираний. Виде лась впереди работа: пахота, пахота, пахо та... Ладно, не привыкать...» Как говорится, ни убавить тут, ни при бавить. Главный герой романа Зои Богуславской «Близкие» еще один «путник запоздалый», еще один искатель личного счастья по вто рому кругу. Точнее сказать, по третьему, так как прошлая семейная жизнь Матвея Митина сложилась крайне неудачно. Чего только не было в этом прошлом! Митин и жену бросал, и сам оказался брошенным, подло преданным второй своей избранницей Настей, и снова к первой жене, Ламаре, возвратился, и долгие годы стоически нес свой крест, когда Ламара тяжело заболела и ему пришлось быть и сиделкой у постели жены, и нянькой маленькой дочери... Пред ыстория героя занимает в романе немало места, однако подана она как-то бегло, су ховато, едва ли не протокольно, хотя по- веетвуется-то о вещах очень серьезных, факты приводятся порой страшноватые. Взять хотя бы болезнь Ламары: «...врачи после долгих исследований определили опу холь мозга. Она ходила на тяжкие процеду ры, вроде бы помогавшие, потом снова на ступало ухудшение. Так тянулось два года, по{ом она потеряла зрение. Митин оказал ся один на один со всем этим, он мало умел в быту, натыкался на простейшие загадки — где что лежит, как сварить, как почи нить...» Или — решение Митина немедленно покончить с собой после того, как он узна ет об измене Насти: «Жизнь бессмысленна, если самое прекрасное, святое в ней оказы вается отвратительным, грязным. Еще вче ра небо было синим, ее слова — правдой. Теперь этого никогда не будет, ему судьба отплатила за предательство Ламаре и Люб ке. Он уйдет от них всех. Совсем уйдет. А как же его родные, как же они без него? Ничего, пусть помучаются, потом привык нут, все забывается, порастает травой». Столь же емко и лаконично доведены до сведения читателей и любовные увлечения- метания героя. «Он встретился с ней (Ла- марой — В. Ш .) на первом курсе, попав в стройотряд, тут же женился; через год по явилась на свет Любка, а через три месяца началось это наваждение, он влюбился, сбе жал к Насте Линяевой, словно впал на год в беспамятство». В таком же духе будет сообщено далее и о нечаянно подслушанном разговоре Насти с подругой, из которого Митину стало ясно, что он обманут и пре дан, и о его оперативно принятом решении лечить свои сердечные раны на таежных пространствах Сибири, и о возвращении к первой жене и дочери, и о похоронах Ла мары.... Читая предысторию героя, все вре мя ловишь себя на мысли, что это скорее напоминает газетный очерк на «темы мора ли», где ограниченная текстовая площадка и стремление быстро и четко преподнести саму «мораль» заставляют автора посту паться многими подробностями, пренебре гать мелочами. В романе 3. Богуславской дело не только в дефиците подробностей; вызывает недоумение их весьма странная дозировка. Почему-то при описании сибир ской одиссеи героя автор дотошно повест вует, фиксирует все случайные встречи-зна комства' его с разными людьми, которые затем исчезают и решительно никакой роли ни в романе, ни в судьбе Митина не игра ют; ужасающе живописно преподнесен по жар, застигнувший героя в тайге, и прочие «компоненты» сибирской экзотики. Но вот что касается других подробностей, связан ных с психологией героев, тут явная «недо стача». Хотя ведь ясно же: главным в ро мане со столь интимным названием — «Близкие», в котором сплошные «треуголь ники» и «многоугольники», должны быть именно тайны сердца человеческого, их ду= 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2