Сибирские огни, 1986, № 6
чувств», что тоже йдут на «правонаруше ния» — в смысле на прямое нарушение мо рального кодекса, заводят связи на сто роне, сутками не ночуют дома, а то и вов се уходят из дома. Уходят, разумеется, к новому «предмету любви» — в надежде, что с новым избранником (избранницей) все будет по-иному, что страсть, вдруг неж данно нагрянувшая, будет полыхать неуга симым костром. Увы... Именно об этом повесть А. Полищука, повесть — считаю нужным отметить сра зу,— написанная талантливо, местами с блеском, и главное, с завидной зрелостью в осмыслении сложных жизненных явлений и непростых житейских ситуаций. Хотя на первый взгляд может показаться, что автор берет и кладет в основу сюжета си туацию банальную, едва ли не затасканную. Степенный, сорока (с гаком) летний муж чина, прекрасный семьянин, трудяга, увлекается учительницей музыки и в одно часье уходит к ней, оставив жену с двумя детьми. Очень даже знакомо, не так ли? Правда, тут надо сразу обратить внимание на два момента. Во-первых, брошенная жена особого, повышенного, что ли, чувст ва сострадания не вызывает, потому что как женщина она из тех, кого зовут бой- баба, к тому же работает в торговле на руководящей должности, всем обеспечена, имеет массу выгодных связей и знакомств. Во-вторых, роман между Алехиным и Али сой завязывается при весьма необычных обстоятельствах. Алехи«, еще в детстве заболевший страстной любовью к серьез ной музыке, решает приобрести пианино («фоно», как он зовет с детства этот обо жаемый инструмент) и худо-бедно научить ся играть самостоятельно Баха, Моцарта, Скрябина, Рахманинова. Так в семье Алехиных появляется домашняя учитель ница — немолодая, скромная, застенчи вая женщина, которую, кстати, нашла своему Володе (разумеется, после 'неиз бежной в подобных случаях бурной дискуссии) сама Наталья. Нашла-то наш ла, но, как говорится, на свою беду. «Уроки гармонии» хоть и мало что дали в смысле музыкальной подготовки сорока летнему мужику, чьи короткие, растопы ренные пальцы, привыкшие к обращению с металлом, так и не освоили премудростей исполнительской техники,— зато породили совсем иную гармонию. Алехин и Алиса почувствовали такое согласное биение своих сердец, так мощно и призывно зазвучала в их душах музыка любви, что свершилось неизбежное... История, как видим, самая что ни на есть обыкновеннная (увы, как это ни при скорбно, но подобного рода сюжеты, «зачатые» на семейных драмах, на разби тых судьбах, настолько часты, что воспри нимаются едва ли не в качестве бродя чих). Однако А. Полищук столь смело, беспощадно, я бы даже сказал, безжа лостно выворачивает эту банальную исто рию наизнанку, подвергает все случившее ся такому тщательному художественному анатомированию, что название его повести обретает звучание истинно-символическое. «Уроки гармонии» — это действительно уро ки, притом уроки жестокие, которые сама жизнь преподнесла двум немолодым лю дям, легкомысленно отважившимся обрести «по вТброму заходу» личное счастье. На мой взгляд, самые интересные и поучитель ные в лучшем смысле слова страницы — это рассказ о том, как герои-влюбленные, при всей глубине чувств друг к другу, при полной (назовем тут вещи своими имена ми) сексуальной гармонии тем не менее с каждым прожитым совместно днем, с каж дой проведенной в одной постели ночью обнаруживают все больше и больше не совместимости, разницы в характерах, привычках, взглядах, вкусах, что в итоге так и не позволяет им соединить судьбы, составить счастливую супружескую пару. Испытание близостью, как верно показы вает А. Полищук, есть воистину серьез нейшее, в чем-то даже жестокое испыта ние на прочность и чувств, и нравствен ных достоинств человека, вообще всего его как личности. Я не стану здесь приво дить всех «рго» и «contra», которые неиз бежно возникают в разговорах между Алисой и Алехиным, когда они решают все одну и ту же проблему: как им быть дальше? Тут все верно, тут в каждом монологе, в каждой реплике героев зву чит та горькая правота, когда нам, чита телям, трудно даже решительно взять чью-то сторону, потому что каждый в оди наковой степени заслуживает и понима ния, и сочувствия, и участия. К примеру, разве не права Алиса, когда говорит: «Ум мой тебя воспринимает. Без всяких «но». Именно ты мне должен был встретиться двадцать пять лет назад. Не повезло. И физически — мне никогда не было так хо рошо. А воедино в душе все это не склады вается, понимаешь? Видимо, энергии уже не хватает выйти на орбиту... Я так была благодарна судьбе за тебя! Никогда себя такой красивой не чувствовала, даже в девчонках! А сейчас боюсь, что буду цеп ляться за тебя только из-за физиологии, мол, лови, баба, последние денечки. И боюсь, что будет потом, боюсь, боюсь, боюсь...» Но и Алехин прав, когда возражает: «Чего ты боишься? Вот он — я, пожалею, заступлюсь, приласкаю, спрячу. Хорошо тебе со мной? И ладушки. Остальное — муть голубая. Думать не стоит. Постареем мы... Вот беда-то! А что земля — круглая, ты не переживаешь? И что после осени зима? Чего ломать голову над вопросами, кото рых никто не задавал? Зачем себе беды придумывать? Поженимся — пересудам ко нец. И сыны поймут. Главное — мы с то. бой, мы друг для друга, мы должны быть вместе! Это — главная правда, настоя щая. Остальное — забудь!» И таких откровений и признаний, испол ненных искреннего чувства и здравого смысла, в повести немало, да и неудиви тельно: ведь в роли влюбленны^ здесь выступают люди, умудренные опытом, неглупые, не умеющие ни лгать, ни при творяться. Однако, следя за развитием этой «запоздалой любви», приходишь к очень печальному и вместе очень серьез ному выводу, который автор отнюдь не предлагает в виде готовенькой прописи, но который неизбежно вытекает из всего хода повествования. Дело тут вот в чем. Русские и советские писатели-классики, касавшиеся этой тон- кой сферы человеческих отношений, в каче. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2