Сибирские огни, 1986, № 6
тасоновой «Бабий век» (откуда, кстати, взята и самая первая в этой статье цита та). Аккорд, как видим, отнюдь не мажор ный, несмотря на то, что он венчает в об- щем-то вполне счастливо закончившуюся историю о том, как двое уже немолодых людей нашли друг друга и решили соеди нить свои судьбы. Да, жизнь действитель но постаралась, поработала на славу, коли у наших современных женщин появилось стойкое, «априорное» недоверие не только к браку, но и к тому, кто предлагает руку и сердце. Даже если рука надежная, а сердце верное. Даже если сам избранник по сердцу. В этом парадоксе, в этих странностях «поздней любви» Е. Катасонова и пытает ся разобраться самым тщательным обра зом. Снова оговорюсь: не всегда в своем «разборе» автор идет нетореным путем, не везде ему удается сказать собственное оригинальное, мудрое слово в осмыслении столь сложного и неоднозначного явления. Не очень оригинальной, к примеру, выгля дит история первого замужества героини — типичная «несентиментальная история», как молоденькая неопытная девочка увлек лась недалеким самовлюбленным красавчи ком и как жестоко в нем обманулась. Единственная «смелость», которую позво ляет себе Е. Катасонова,— это описание «открытым текстом» некоторых сугубо ин тимных моментов во взаимоотношениях мо лодых супругов. Как выясняется, Даша во время своего замужества так и не почув ствовала себя женщиной по-настоящему, потому что «Вадим... поспешил... и все ис портил, близость с того самого первого ра за стала мучением. Даша скрывала, что мучается, притворялась даже, но Вадим чувствовал, обижался: «Тебе хорошо? У тебя все было?..» — «Да-да»,— торопливо говорила она, не понимая толком, о чем он ее спрашивает». Не менее «смело» описан и момент, когда Даша наконец «поняла толк», когда «под бережными руками» некоего бородатого художника-силача, с которым познакомилась на отдыхе в Лит ве, «Даша остро почувствовала, что она прекрасна, что прекрасно ее крепкое, души стое от ледяного моря тело, что его покор ность — это и есть свобода, высвобожде ние из поразительного невежества, и не только тела, души». Думаю, писательница здесь слишком поспешно и бесцеремонно начинает срывать одеяния со своей героини. Думаю, что если уж всерьез касаться столь деликатных проблем, то делать это надо не с помощью пикантных «вставочек», не походя, а давая полную картину и добиваясь при этом гар моничного сочетания предельной откровен ности со сдержанной тактичностью, нахо дя разумную середину между открытым текстом и многоточием. Полагаю, в этом плане не худо бы поучиться у лучших мастеров новейшего зарубежного романа — Р. Олдингтона, С. Моэма, Д. Кьюсак, П. Ковэна, Ф. Саган... Тем более, что не умелый, я бы даже сказал непрофессио нальный подход в изображении самых сок ровеннейших человеческих взаимоотноше ний сразу бросается в глаза, когда сравни ваешь наши отечественные «любовные» ро маны и повести с произведениями назван ных писателей. И провалы Е. Катасоновой, все ее неудачные Попытки оживить по вествование с помощью «интима», прямо скажем, типичны и показательны для всей Нашей «бытовой» беллетристики,— потому я и счел необходимым несколько задер жаться на данном моменте. К счастью, таких попыток немного, В Е. Катасонова предпринимает, их без осо бой настойчивости, сосредоточивая внима ние совсем на другом. На том, как женщи на «в возрасте» ищет себе спутника жизни, не теряя надежды даже тогда, когда по иски эти оборачиваются неприятными сюр призами и горькими пилюлями. Вот на новогодней вечеринке в доме сво ей подруги Даша знакомится с неким Ва лерием. Знакомство в общем-то запланиро ванное: Светлана, лучшая Дашина подру га и наперсница, узнав от мужа, что у них на работе объявился новый «кадр» — солидный товарищ, доктор философии, ре шает, естественно, его по-быстрому задей ствовать. Впрочем, выглядит все это впол не в рамках приличия и достаточно логич но: ведь Даша тоже из «ученого мира» — доцент университета, талантливый, много обещающий фольклорист. Чем не пара? Но увы, новогоднее знакомство, продолжен ное совместным походом в кино и неДолгим сидением в кафе, на том и заканчивается. И заканчивается полным конфузом для почтенного доктора. Дело в том, что фи лософ, с точки зрения Даши, допустил кряду несколько промахов, сразу погасив ших в ней те проблески интереса, которые вызвал при знакомстве. Во-вторых, вместо того, чтобы повести со своей новой знако мой (напомним: она доцент) речь о чем-то из области высоких материй, завел вдруг нудный разговор о порошках, кефире, по вышенном давлении, о дороговизне бензи на, отчего «тяжелая скука окутала ее с го ловы до ног, разом навалилась тошнотная слабость, устали ноги в сапожках на каб луках...» Второй тактической ошибкой Ва лерия оказалось то, что он повел Дашу, страстную поклонницу Бергмана и Фелли ни, на просмотр скучного производствен ного фильма. Фильм подействовал на Д а шу самым невероятным образом — вызвал у нее острый приступ голода и соответ ствующую реакцию. «— Я пошла,— шепотом сказала она.— Эта штука, конечно, сильнее, чем «ФаусТ» Гете, но мне она не по силам...» И не дождавшись ответа — Валерий онемел от Дашиной невоспитанности — пригнувшись, чтобы не мешать, она пошла к запасному выходу. Уж настолько-то че ловек свободен: встать и уйти, когда сов сем плохо? Да еще когда человек дохнет с голоду — на нервной почве, что ли...» И далее мы уже нисколько не удивляем ся, когда становимся свидетелями окон чательного поражения Валерия, когда бедный доктор повел себя в кафе (тоже «на нервной почве») как мальчишка: нагру бил ни с того ни с сего незнакомому чело веку, сидевшему с ними за одним столи ком, потом запоздало и весьма неуклюже начал демонстрировать свою эрудицию. Насколько мне известно, эта сцена выз вала недовольство как в критике, так и со стороны читателей. Недовольство прежде 147 6 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2