Сибирские огни, 1986, № 6

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Владимир ШАПОШНИКОВ ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ «ПОЗДНЕЙ ЛЮБВИ» К ак-то в разговоре с приятелями я услышал реплику: «Бабушка спешит на свидание». Вначале мне эта ми­ лая шутка показалась просто забавной переделкой названия известной старой киноленты. Потом... потом я невольно вспомнил ее — и не раз! — читая жур­ нальные повести последних лет. В особен­ ности те, где встречаются вот такие сценки: «На всякий случай Даша надела люби­ мое серое платье — наверняка ведь зай­ дут куда-нибудь после кино, может, пото­ му и пригласил на дневной сеанс? Галя с интересом смотрела на мать. — Мам, подавать? —- Давай, только быстро. Галя, как и положено профессионалу, поплевала на щипцы, опробовала их на газете, усадила мать за стол, велела не двигаться и, бесцеремонно поворачивая отданную ей в распоряжение Дашину по­ корную голову, подвила лежащие легкими волнами пряди». Не в обиду будет сказано всеми нами уважаемым классикам, но подобного у них не встретишь. Чтобы сорокалетняя солид­ ная дама, доцент университета, волнуясь, точно гимназистка перед первым балом, собиралась на свидание, а ее взрослая дочь, с неменьшим волнением и трепетом, болея всей душой за свою маму, делала ей прическу, советовала, какое именно платье выбрать,— нет, хоть убейте, таких сценок я не припомню ни у Тургенева, ни у Толсто­ го, ни у Чехова, ни у Куприна... Не буду покуда распространяться отно­ сительно степени сентиментальности подоб­ ного рода интермедий и художественного уровня, на котором они исполнены. Меня в данном случае интересует другое: на­ сколько соответствуют они самой жизни. На мой взгляд, соответствуют вполне, вполне согласуются с тем любопытным яв­ лением, 'которое происходит на наших гла­ 146 зах и которое недаром породило вышепри­ веденную поговорку. Хотите — верьте, хо­ тите — нет, хотите — одобряйте, хотите — сурово порицайте, но, выражаясь высоким стилем, к алтарю любви устремились сей­ час целые толпы людей средних и пожи­ лых лет. Не только те, кому за трид­ цать, но и те, кому за сорок и даже за пятьдесят... Посему нет ничего уди­ вительного, что данное явление, фено­ мен, парадокс (как угодно) оказалось в поле зрения и кинематографа, и театра, и литературы. Хочу сразу сделать оговорку, внести яс­ ность. Тема «поздней любви» и в прошлые, в 60—70-е годы, привлекала внимание и прозаиков («Хозяйка гостиницы» И. Гре­ ковой), и драматургов («Старомодная ко­ медия» А. Арбузова), и кинематографистов («Мама вышла замуж», «Поздние свида­ ния»), Но, мне кажется, наше искусство только сейчас начинает осмысливать это явление как массовое, «неуправляемо^», порожденное какими-то аномалиями, от­ клонениями, сдвигами... А сдвиги здесь серьезные, тревожные, заставляющие нас называть вещи своими именами, высказы­ вать озабоченность по поводу того, что престиж таких понятий, как «брак», «семья», «верность», если не упал вовсе, то подвергся жесткой переоценке. Я бы даже не постеснялся употребить здесь термин из торгово-экономического лексикона — «пе­ ресортица». Впрочем, судите сами: «...Здорово постаралась жизнь, если нев­ злюбила брак женщина — извечная его хранительница и опора, если она устала, изверилась. Теперь надежда вся на лю­ бовь: на ней одной из последних сил дер­ жится мир, раздираемый враждой, неве­ жеством, эгоизмом и страхом. Пусть она сотворит чудо...» Приведенный абзац — не что иное, как заключительный аккорд повести Елены Ка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2