Сибирские огни, 1986, № 6
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Владимир ШАПОШНИКОВ ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ «ПОЗДНЕЙ ЛЮБВИ» К ак-то в разговоре с приятелями я услышал реплику: «Бабушка спешит на свидание». Вначале мне эта ми лая шутка показалась просто забавной переделкой названия известной старой киноленты. Потом... потом я невольно вспомнил ее — и не раз! — читая жур нальные повести последних лет. В особен ности те, где встречаются вот такие сценки: «На всякий случай Даша надела люби мое серое платье — наверняка ведь зай дут куда-нибудь после кино, может, пото му и пригласил на дневной сеанс? Галя с интересом смотрела на мать. — Мам, подавать? —- Давай, только быстро. Галя, как и положено профессионалу, поплевала на щипцы, опробовала их на газете, усадила мать за стол, велела не двигаться и, бесцеремонно поворачивая отданную ей в распоряжение Дашину по корную голову, подвила лежащие легкими волнами пряди». Не в обиду будет сказано всеми нами уважаемым классикам, но подобного у них не встретишь. Чтобы сорокалетняя солид ная дама, доцент университета, волнуясь, точно гимназистка перед первым балом, собиралась на свидание, а ее взрослая дочь, с неменьшим волнением и трепетом, болея всей душой за свою маму, делала ей прическу, советовала, какое именно платье выбрать,— нет, хоть убейте, таких сценок я не припомню ни у Тургенева, ни у Толсто го, ни у Чехова, ни у Куприна... Не буду покуда распространяться отно сительно степени сентиментальности подоб ного рода интермедий и художественного уровня, на котором они исполнены. Меня в данном случае интересует другое: на сколько соответствуют они самой жизни. На мой взгляд, соответствуют вполне, вполне согласуются с тем любопытным яв лением, 'которое происходит на наших гла 146 зах и которое недаром породило вышепри веденную поговорку. Хотите — верьте, хо тите — нет, хотите — одобряйте, хотите — сурово порицайте, но, выражаясь высоким стилем, к алтарю любви устремились сей час целые толпы людей средних и пожи лых лет. Не только те, кому за трид цать, но и те, кому за сорок и даже за пятьдесят... Посему нет ничего уди вительного, что данное явление, фено мен, парадокс (как угодно) оказалось в поле зрения и кинематографа, и театра, и литературы. Хочу сразу сделать оговорку, внести яс ность. Тема «поздней любви» и в прошлые, в 60—70-е годы, привлекала внимание и прозаиков («Хозяйка гостиницы» И. Гре ковой), и драматургов («Старомодная ко медия» А. Арбузова), и кинематографистов («Мама вышла замуж», «Поздние свида ния»), Но, мне кажется, наше искусство только сейчас начинает осмысливать это явление как массовое, «неуправляемо^», порожденное какими-то аномалиями, от клонениями, сдвигами... А сдвиги здесь серьезные, тревожные, заставляющие нас называть вещи своими именами, высказы вать озабоченность по поводу того, что престиж таких понятий, как «брак», «семья», «верность», если не упал вовсе, то подвергся жесткой переоценке. Я бы даже не постеснялся употребить здесь термин из торгово-экономического лексикона — «пе ресортица». Впрочем, судите сами: «...Здорово постаралась жизнь, если нев злюбила брак женщина — извечная его хранительница и опора, если она устала, изверилась. Теперь надежда вся на лю бовь: на ней одной из последних сил дер жится мир, раздираемый враждой, неве жеством, эгоизмом и страхом. Пусть она сотворит чудо...» Приведенный абзац — не что иное, как заключительный аккорд повести Елены Ка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2