Сибирские огни, 1986, № 6

тора-худрука окружного ансамбля сочинен­ ные на уже готовый иля задуманный им мелодический строй. В столь же ускорен­ ном маршевом темпе эти песни разучи­ вались, спевались и исполнялись с ходу, с листа армейским ансамблем, артистиче­ скими и самодеятельными агитбригадами в подразделениях сибирских воинских формирований, в цехах и на полях сибир­ ского трудового тыла, отбывали с воин­ скими эшелонами на фронт. А некоторые из них, например, «Прощальная», «Си­ бирская лыжная», «Земляки», были среди других даже отмечены премиями на про­ водившихся в ту пору в Новосибирске конкурсах, смотрах военной песни, полу­ чили поощрения командования округа. Эти второпях, прямо из души рвавшиеся в те дни, главным образом, маршевые, строевые, агитационно-призывные распевы, наряду со множеством им подобных, раз-другой где-то прозвучав, честно и по­ сильно ИСПОЛНИВ свой воинский долг, столь же скоро, чаще навсегда, смолкали или без вести терялись во всенародных раскатах и переливах «Широка страна моя родная», в грозном набате «Идет война народная, священная иойна»; в не­ отразимой задушевности «Катюши» и «Жди меня», «Темная ночь» и «В лесу прифронтовом», «Землянка» и «Давай за­ курим»,— песен, с необычайной полнотой 'и правдивостью выразивших переживания солдата, поныне звучащих в народной па­ мяти, вызывающих трепетный отзвук в сердцах, на всех языках нашей страны и мира... . Пусть армейские, военные песни Андрея Новикова не достигли такого всенарод­ ного звучания и признания, но вполне достоверно, и это могут подтвердить мно­ гие воины-сибиряки, ветераны-фронтовики, что в числе песен, с которыми они отправ­ лялись на фронт и вступали в первые бои, были и новиковские — записанные и обра­ ботанные композитором солдатские на­ родные напевы, вроде «На возморье мы стояли» или «Ты не вейся, черный ворон», и написанные вместе с поэтами-сибиряками новые, такие как «Поднимались седые бу­ раны» на слова Вас. Пухначева, или пол­ ностью авторскую «Скоро к нам вернутся миленочки домой» и т. д. Да и мне в быт­ ность на фронте, в сибирских гвардейских частях, не раз доводилось слышать не только в исполнении армейских ансамблей, а прямо в подразделениях воинов-эемля- ков, в блиндажах и землянках песни «нашенского, сибирского» композитора- песенника, особенно его знаменитую, не смолкающую и ныне «Подгорную»... Думается мне, что во многих, ъ особен­ ности лирических песнях военной поры как раз и нашло гармоническое выражение то сокровенное музыкальное и поэтическое единогласие, когда, как говорится в наро­ де, из песни слова не выкинешь, иным не заменишь, настолько в них органично спаяны мысль и чувство. Это неповтори­ мое, самобытное свойство русской народ­ ной, классической песни отличает и луч­ шие образцы советского^ леснетворчества, такие как «Жди меня» К. Симонова, «В ле­ су прифронтовом» М. Исаковского, «Зем­ лянка» А. Суркова, произведения таких замечательных поэтов-песенников, как А. Фатьянов, Л. Ошанин, М. Матусовский и другие. Мне кажется, что Андрей Новиков в своих военных, армейских песнях, вообще в увлеченных поисках своего музыкально­ поэтического самовыражения всегда и в первую очередь стремился к постижению именно такого созвучия музыки и слова, так собирал и выбирал словесный, поэти­ ческий материал для своей композитор­ ской работы. И это, наверно, всегда родст­ венно сближало с ним многих соавторов песни не только из профессиональной литераторской среды, а и самых широких кругов любителей. музыки и поэтического- сяова. * * * Надо полагать, что самый живой и ши­ рокий отклик музыкальной общественности вызвало горячее и острое выступление Андрея Новикова в рубрике «Художник и время» газеты «Правда», со статьей «Хо­ роша ты, песня русская», в 1975 г. Статья эта не могла оставить равнодушным не только каждого профессионального или са­ модеятельного музыканта-песенника, но и нас, литераторов, поэтов, так или иначе причастных к песенному жанру. Мне хочется сейчас напомнить лишь нея- которые мысли этой статьи, главным обра­ зом касающиеся музыкально-речевых родников современной советской песни, что, на мой взгляд, составляет одну из главных и характерных черт всей много­ гранной музыкальной деятельности А. П. Новикова, композитора и дирижера, изыскателя в области народного музыкаль­ но-поэтического творчества, художествен­ ного руководителя крупнейших народно­ хоровых коллективов Сибири, Российской Федерации. Андрей Новиков всегда оста­ вался прежде всего верным последователем и продолжателем исконных богатейших традиций русской народной песни. «Мечтаю, что когда-нибудь, —писал он в «Правде»,— представится счастливая возможность послушать программу концер­ та, в котором будут широко представлены распевные полифонические народные песни без сопровождения. Хочется услышать, как хор поет, а не просто подпевает солистам». Он отмечал, что Северный и Уральский хоры (из скромности, не упоминая руко­ водимый им Сибирский) в отличие от мно­ гих других «бережно хранят ГОВОР СВОЕГО КРАЯ», то есть «ИСТОКИ своей самобытности, неподражаемого своеобра­ зия»; композитор со всей убежденностью утверждает, что «ЯЗЫК НАРОДА — это тоже МУЗЫКА». (Подчеркнуто мною,— А. С). Именно в русской, а в приложении ко всей музыкальной деятельности компози- тора-сибиряка — сибирской народной пес­ не Андрей Новиков находил и старался передать в своих произведениях этот «язык народа», из которого рождается вол­ шебство и откровение подлинной песни, выводящие песню на лю д и, как любил повторять Андрей Порфирьевич. Наряду со множеством записанных и обработанных композитором сибирских на­ родных мотивов подлинными образцами 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2