Сибирские огни, 1986, № 6
тора-худрука окружного ансамбля сочинен ные на уже готовый иля задуманный им мелодический строй. В столь же ускорен ном маршевом темпе эти песни разучи вались, спевались и исполнялись с ходу, с листа армейским ансамблем, артистиче скими и самодеятельными агитбригадами в подразделениях сибирских воинских формирований, в цехах и на полях сибир ского трудового тыла, отбывали с воин скими эшелонами на фронт. А некоторые из них, например, «Прощальная», «Си бирская лыжная», «Земляки», были среди других даже отмечены премиями на про водившихся в ту пору в Новосибирске конкурсах, смотрах военной песни, полу чили поощрения командования округа. Эти второпях, прямо из души рвавшиеся в те дни, главным образом, маршевые, строевые, агитационно-призывные распевы, наряду со множеством им подобных, раз-другой где-то прозвучав, честно и по сильно ИСПОЛНИВ свой воинский долг, столь же скоро, чаще навсегда, смолкали или без вести терялись во всенародных раскатах и переливах «Широка страна моя родная», в грозном набате «Идет война народная, священная иойна»; в не отразимой задушевности «Катюши» и «Жди меня», «Темная ночь» и «В лесу прифронтовом», «Землянка» и «Давай за курим»,— песен, с необычайной полнотой 'и правдивостью выразивших переживания солдата, поныне звучащих в народной па мяти, вызывающих трепетный отзвук в сердцах, на всех языках нашей страны и мира... . Пусть армейские, военные песни Андрея Новикова не достигли такого всенарод ного звучания и признания, но вполне достоверно, и это могут подтвердить мно гие воины-сибиряки, ветераны-фронтовики, что в числе песен, с которыми они отправ лялись на фронт и вступали в первые бои, были и новиковские — записанные и обра ботанные композитором солдатские на родные напевы, вроде «На возморье мы стояли» или «Ты не вейся, черный ворон», и написанные вместе с поэтами-сибиряками новые, такие как «Поднимались седые бу раны» на слова Вас. Пухначева, или пол ностью авторскую «Скоро к нам вернутся миленочки домой» и т. д. Да и мне в быт ность на фронте, в сибирских гвардейских частях, не раз доводилось слышать не только в исполнении армейских ансамблей, а прямо в подразделениях воинов-эемля- ков, в блиндажах и землянках песни «нашенского, сибирского» композитора- песенника, особенно его знаменитую, не смолкающую и ныне «Подгорную»... Думается мне, что во многих, ъ особен ности лирических песнях военной поры как раз и нашло гармоническое выражение то сокровенное музыкальное и поэтическое единогласие, когда, как говорится в наро де, из песни слова не выкинешь, иным не заменишь, настолько в них органично спаяны мысль и чувство. Это неповтори мое, самобытное свойство русской народ ной, классической песни отличает и луч шие образцы советского^ леснетворчества, такие как «Жди меня» К. Симонова, «В ле су прифронтовом» М. Исаковского, «Зем лянка» А. Суркова, произведения таких замечательных поэтов-песенников, как А. Фатьянов, Л. Ошанин, М. Матусовский и другие. Мне кажется, что Андрей Новиков в своих военных, армейских песнях, вообще в увлеченных поисках своего музыкально поэтического самовыражения всегда и в первую очередь стремился к постижению именно такого созвучия музыки и слова, так собирал и выбирал словесный, поэти ческий материал для своей композитор ской работы. И это, наверно, всегда родст венно сближало с ним многих соавторов песни не только из профессиональной литераторской среды, а и самых широких кругов любителей. музыки и поэтического- сяова. * * * Надо полагать, что самый живой и ши рокий отклик музыкальной общественности вызвало горячее и острое выступление Андрея Новикова в рубрике «Художник и время» газеты «Правда», со статьей «Хо роша ты, песня русская», в 1975 г. Статья эта не могла оставить равнодушным не только каждого профессионального или са модеятельного музыканта-песенника, но и нас, литераторов, поэтов, так или иначе причастных к песенному жанру. Мне хочется сейчас напомнить лишь нея- которые мысли этой статьи, главным обра зом касающиеся музыкально-речевых родников современной советской песни, что, на мой взгляд, составляет одну из главных и характерных черт всей много гранной музыкальной деятельности А. П. Новикова, композитора и дирижера, изыскателя в области народного музыкаль но-поэтического творчества, художествен ного руководителя крупнейших народно хоровых коллективов Сибири, Российской Федерации. Андрей Новиков всегда оста вался прежде всего верным последователем и продолжателем исконных богатейших традиций русской народной песни. «Мечтаю, что когда-нибудь, —писал он в «Правде»,— представится счастливая возможность послушать программу концер та, в котором будут широко представлены распевные полифонические народные песни без сопровождения. Хочется услышать, как хор поет, а не просто подпевает солистам». Он отмечал, что Северный и Уральский хоры (из скромности, не упоминая руко водимый им Сибирский) в отличие от мно гих других «бережно хранят ГОВОР СВОЕГО КРАЯ», то есть «ИСТОКИ своей самобытности, неподражаемого своеобра зия»; композитор со всей убежденностью утверждает, что «ЯЗЫК НАРОДА — это тоже МУЗЫКА». (Подчеркнуто мною,— А. С). Именно в русской, а в приложении ко всей музыкальной деятельности компози- тора-сибиряка — сибирской народной пес не Андрей Новиков находил и старался передать в своих произведениях этот «язык народа», из которого рождается вол шебство и откровение подлинной песни, выводящие песню на лю д и, как любил повторять Андрей Порфирьевич. Наряду со множеством записанных и обработанных композитором сибирских на родных мотивов подлинными образцами 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2