Сибирские огни, 1986, № 5
идет о непривычности, нетрадиционно?™ того образа автора, который утверждал в своей поэзии Заболоцкий, о резко, порой угловато подчеркнутой вещности, матери альной осязаемости мира, запечатленного в его стихотворениях и поэмах. Не позво ляя себе увлечься чересчур вкусовыми ха рактеристиками или произвольными домыс лами, автор исследования привлекает по ходу дела малоизвестные мемуарные сви детельства (в той, разумеется, мере, в ка кой они доносят непосредственность перво начальной читательской реакции), крити ческие оценки. Взятые вместе, они допол няют и оттеняют его собственные наблюде ния и выводы. Особенно убедительно решается крити ком вопрос о связях Заболоцкого с пред шествующей русской поэзией в лице таких, прежде всего выдающихся, ее представите лей, как, с одной стороны, Державин, с другой — Баратынский и Тютчев. Широк, разнопланов уже охват. Тут и эволюция «поэзии мысли», и развитие в творчестве Заболоцкого последних лет жанра элегии, а также то, что автор определяет как свое образную демократизацию круга явлений, «допускаемых» в лирическую поэзию, свя зывая первые успехи этой тенденции с име нем Державина, с его поэтическими воль ностями, к которым наше столетие оказа лось куда более снисходительным, чем век восемнадцатый. Однако не вступает ли в данном случае критик в некоторое противоречие с самим собой, не забывает ли свою характеристику Заболоцкого как неутомимого искателя новых путей, чутко прислушивающегося к пульсу XX века? Думаю, нет. Впрочем, вот что исследовательница сама, как бы предвидя возможность подобного вопроса, пишет в связи с этим о Заболоцком: «Тра диция потому так сильно ощущается в его творчестве, что включает в себя спор, обновление, говорит НОВЫМ языком, языком своего времени... И в этом смысле он в неменьшей степени новатор, чем тради ционалист. Нужны мощь, поэтическая дер зость, сила духовного напряжения, чтобы подключиться к традиции. Ведь тради ция — это не только и не столько сумма технических приемов письма, манеры, как это нередко представляют». Остается добавить, что чем глубже осоз наем мы эту, казалось бы, не очень слож ную истину, тем неотступнее наше жела ние заново, свежими глазами перечитать позднего Заболоцкого, в особенности такие его лирические шедевры, как «Ласточка», «Слепой», «Завещание», «В этой роще бере зовой...», «Противостояние Марса» и др. Кстати, И. Ростовцева уделяет им поче му-то слишком мало внимания. Конечно, писали о них не однажды. И все же теперь лучше видно, насколько созвучен пафос этих произведений духовной атмосфере не только той поры, но и наших дней. Разве менее остро ощущаем мы сейчас, разве не относим к числу глобальных те проблемы, на которые столь прозорливо откликнулся в 40—50-е годы Заболоцкий? Если уж и возникает в этом случае перед нашим мысленным взором некая внутрен няя дистанция, то совсем, мне кажется, другого рода. Заболоцкий, чутко фиксирует критик, все более воспринимается по отно шению к нынешнему поэтическому поколе нию как классик. Иначе говоря — как соз датель уже новой, собственной традиции с которым начинают вести серьезный, на равных, диалог. Только такой диалог может быть плоде > ворным и, снова согласимся с И. Ростовце вой, будет в состоянии уберечь- образ поэта от «хрестоматийного глянца». А. КЛ' ГН *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2