Сибирские огни, 1986, № 5
Теплом п светом залитая, Она под ветрами плывет... О том, что нива — золотая. Узнал я в тот суровый год,' Когда в селе, в любой избушке. Нам не оставила война Ни хлеба черного краюшки. Ни завалящего зерна... Эти строки —из стихотворения «Золо тая нива». Интересно решает тему военного детст ва поэт в стихотворениях «Печь — лежан к а— гудела...», «Угольки», «Керосиновая лампа», «Соловьи», «Сквозил февраль ский день», «Лето», «Руки». Обращаясь в стихотворении ' «Поляны детства» к, своим сверстникам, Владимир Балачан восклицает: Давайте возвращаться иногда К родным полянам собственного детства... Военные суровые года — От памяти нам никуда не деться — И жизнь, и смерть, и радость, и беда В то время проживали по соседству... То, ставшее уже историей, время видит ся и в стихотворении «Гармонь», в кото ром всем колхозом после войны покупают гармонь сельскому гармонисту Ивану Ра- зинкину, и приходят в клуб бабы, «кто поплясать, а кто —поплакать...»; присутст вует это время в стихотворении «Зеленая рубаха», когда мать лирического героя ПОЭТа Ш ь е т «И З ОТЦОВСКОЙ ПРОСТОЙ ГИМт настерки сыновьям рубаху и штаны...» В легкие тона деревенского юмора ок рашены многие стихи раздела «Зима... в апреле». С доброй улыбкой восприни маются стихотворения «Бог», «На лугах при луне», «Так и порешим», «Невеста», «Говорит жена»,. «Олег и Анна». Да и остальные стихи этого раздела прониза ны светлым лучом доброго юмора, кото рым издавна была богата русская земля. А где юмор, там и сказки, и В. Балачан признается; Я много слышал сказок в детстве. Читал их про себя и вслух. От развивающихся действий Всегда захватывало дух. Интересно, с улыбкой и с большим под текстом воспринимаются стихи-сказки поэ та («Сказка», «Быль о мужике», «Сестри ца Аленушка и братец Иванушка», «Золо тая рыбка»). И все же, несмотря на богатое разнооб разие серьезных стихов-раздумий, юмо ристических и лирических строк, поэт ос тается верным чувству долга перед род ной землей: Я — космонавт. Моя орбита — пашня. II мой корабль — Мой трактор «Беларусь».» Анатолий СОРОКИН И. Ростовцева. Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания. М„ «Сов ременник», 1984. Сегодня, когда со дня смерти Николая Заболоцкого минуло почти три десятиле тия, вряд ли кто усомнится в том, что его поэзия нужна самому широкому кругу читателей. Дважды за последние годы из дано, причем немалым тиражом, собра ние его сочинений, где достаточно полно представлены не только стихотворения и поэмы, но и мемуарно-эпистолярная про за. Вышел и ряд книг о нем. Неуклонный рост интереса к поэту оче виден. Но каковы его внутренние причины? Критическое исследование И. Ростовцевой тем прежде всего и располагает к себе, что дает возможность ответить на этот вопрос пусть прямо, кажется, ею не сформулиро ванный, но так или иначе присутствующий в подтексте многих ее размышлений и со поставлений. Вопрос тем более важный, что, как подчеркивает критик, «выработка «точки зрения» на такого сложного и свое образного поэта, каким является Заболоц кий... необходима для понимания завтраш них путей искусства». Да, Заболоцкий эти пути прокладывал. И не только в тех своих произведениях, которые принесли ему наибольшую извест ность и составили основной фонд его лири ки, но и в других, им предшествовавших, вплоть до самых ранних. Даже «Столбцы», как ни заметна здесь общая противо речивость авторского мироощущения и стилевая взвинченность, были все-таки не данью авангардистскому формотвор честву и эпатажу, как представлялось кри тике тех лет, а трудным, не свободным от крайностей и издержек опытом освоения реальной действительности, поиском новых источников поэтического. С определенными оговорками и уточнениями то же самое можно сказать и о натурфилософских поэмах и стихотворениях Заболоцкого 30-х годов, долгое время остававшихся по- настоящему не прочитанными. Наступила пора, когда отношение к ним заметно ме няется. Примечательно, что новаторство Заболоц- ского, одним из первых в советской поэзии обратившегося к теме взаимоотношений человека и природы в ее философском аспекте, а в чем-то и предвосхитившего ее трактовку в наши дни, не свелось к‘ пере певу популярных естественнонаучных кон цепций своего времени, иными словами — к просветительству в поэзии. Пафос многих произведений Заболоцкого 30-х годов, их образная система свидетельствуют, к при меру, о глубоком его интересе к кругу йдей Циолковского, но, как справедливо пишет автор книги, подготовлен он был самим «характером мышления поэта». Поэтическое мышление Заболоцкого и является главным предметом книги, по отношению к которому все остальное,— конкретные биографические подробности или перипетии взаимоотношений с литера торами-современниками,— служит лишь необходимым подспорьем. Не отказываясь от хронологической последовательности, критик отдает предпочтение более свобод ному способу изложения, что вполне отве чает задаче — представить творческий путь поэта в его единстве и внутренней целост ности, а не просто, положим, под знаком противопоставления позднего Заболоц кого — раннему. С этой точки зрения, удачны многие страницы книги И. Ростовцевой, где речь 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2