Сибирские огни, 1986, № 5

менно понравится старинный плотницкий инструмент —рубанок, который пускает из «трубы» запашистую сосновую струж­ ку ■—«дымок». Или другой герой загад­ ки — обыкновенный домашний утюг. Он, оказывается, похож на сказочного зверь­ ка — «гибким хвостиком вильнул, складки с галстука слизнул». Поэзия Т. Белозерова по своей духов­ ной наполненности верна главной тради­ ции классической русской поэзии (не­ отъемлемой частью которой является поэ­ зия для детей) —крепить нравственное сознание, воспитывать в юном читателе чувство участия, сопереживания. Это хоро­ шо заметно на примере сказки «Огород­ ный Подрастай». Главный герой —добрый гном, старичок с забавным именем Под­ растай, живущий в зарослях картофель­ ной ботвы, постоянно беспокоится о своих друзьях: картофеле, горохе, тыкве. В пас­ мурную, холодную погоду он вызывает ветер, и тот мигом расталкивает на небе тучи. Когда однажды на огород напали гусеницы и «сельдерей повесил нос и у тыквы полосатой все внутри оборва­ лось», Подрастай обратился за по­ мощью к птицам. И снова «в огороде — тишина. Все уснули в огороде». А раз всем хорошо, то и Подрастай счастлив. Надев на плечи «свой зеленый пиджачок», «Под­ растай неслышно ходит, улыбается в усы. То в гнезде погладит птицу... То с листка стряхнет землицу и шепнет: — Расти, ма­ лыш!..» В сказке органично переплетаются фан­ тастическое и реальное. Когда внезапно случились заморозки, сказочного Подрастая и его огородных друзей выручили обыкновенные школьники, при этом напевая такую песню: Если ты запустишь грядки. Не прополешь, не польешь — Ни одной морковки сладкой В огороде не найдешьі Стихи Т. Белозерова настраивают душу юного читателя на волну сопережива­ ния — волну человеческой доброты. Этот настрой не могут нарушить слу­ чайные стихотворения, которых в сборни­ ке совсем не много. Например, есть неко­ торая недосказанность в стихотворении «Медвежата». Они «борются вдвоем, виз­ жат, дерутся», а когда устанут, «припадут к медведицыной шкуре и урчат, урчат, ур­ чат». Какие чувства должны испытывать медвежата? Наверное, далеко не безмя­ тежные, если они припадают к шкуре уби­ той матери. Но в стихотворении ни ма­ лейшего намека на беспокойство. В целом же стихи, собранные в книжке, отличают понимание детской психологии, ощущение внутреннего единства духовно­ го мира ребенка и удивительного мира родной природы. Н. КАРЛАГИН Владимир Балачан. Земной поклон. Сти­ хи. Омск, Омское кн. изд во, 1985. Новая книга стихов поэта является как бы итоговой, отчетной. В ней автор соб­ 174 рал под «одну крышу» стихи, выходив­ шие ранее в сборниках «Теплынь», «Доб­ рая погода», «Зерно к зерну», «Сенокос над кручей», «Своя дорога», «Горизонты любви». Открывает книгу маленькое, но емкое стихотворение — своеобразная «визитная карточка» поэта: Всегда с ребячьим удивленьем Ступаю утром на порог... А жизнь — как роле за деревней. А в поле — тысячи дорог. Они близки мне И ПОНЯТНЫ . ( Дороги через ковыли От сердца к полю и обратно — От поля к сердцу — пролегли. И мне не надо лучшей доли За горизонтами искать... А — жизнь прожить, И это поле И перейти, и распахать. Поле В. Балачана вплелось в его судь­ бу с первых стихотворных строк. И несет он образ своего единственного Поля, как и родную сибирскую землю, рядом с серд­ цем. Родина поэта — Бараба —дала ему многое, и самое главное из этого много­ го право на песню. Оно было выстра­ дано нелегким послевоенным детством, первой бороздой, первой недетской уста­ лостью, первым свиданием и, конечно же, первой любовью. Если к поэзии применительно, как к прозе, определение «деревенская», то все творчество В. Балачана проникнуто те­ мой деревни. И деревня для него — не просто географическое понятие: это, в пер­ вую очередь, неразрывная связь, как признается сам поэт, «меж землей и чело­ веком». В стихотворении «Прошли дожди» есть такие строки: Во всех пекарнях. В каждой русской печке Родится хлеб, Который мы едим. Трудно дается хлеб. Да и само слово «легкость» для балачанской поэзии непри­ емлемо. В дни покоса, по его утвержде­ нию, «...и песен в селе не поют — не поет­ ся»; в жаркие дни страды, когда «остыва­ ют трактора у полевого стана», тоже не до песен — идет хлеб. Известный советский критик Ал. Михай­ лов свое вступительное слово к сборнику В. Балачана назвал «Земное притяжение». Он пишет: «Владимир Балачан — поэт негромкого голоса, неспешного оглядыва­ ния и обдумывания жизни. Горизонты его музы обозначены где-то недалеко за околицей села, он не рвется' далеко, так как все окружающее поэта в радиусе ви­ димости и слышимости представляет не­ посредственный интерес, это все его забо­ ты, его думы, его судьба». Его заботы, его думы, его судьба... Это определение критика, на мой взгляд, под­ тверждается разделом «За горизонтом люди и земля», посвященным вечно неза­ тухающей памяти о войне. Уже сам беглый перечень стихотво­ рений этого раздела говорит за себя: «22 июня 1941 года», «Письмо», «Первая похоронка», «Было так в тяжелый год», «Беженцы», «Костыль». Эти и другие сти­ хи пронизаны ранимой памятью детства «о тяжелом, безрадостном времени»:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2