Сибирские огни, 1986, № 5
менно понравится старинный плотницкий инструмент —рубанок, который пускает из «трубы» запашистую сосновую струж ку ■—«дымок». Или другой герой загад ки — обыкновенный домашний утюг. Он, оказывается, похож на сказочного зверь ка — «гибким хвостиком вильнул, складки с галстука слизнул». Поэзия Т. Белозерова по своей духов ной наполненности верна главной тради ции классической русской поэзии (не отъемлемой частью которой является поэ зия для детей) —крепить нравственное сознание, воспитывать в юном читателе чувство участия, сопереживания. Это хоро шо заметно на примере сказки «Огород ный Подрастай». Главный герой —добрый гном, старичок с забавным именем Под растай, живущий в зарослях картофель ной ботвы, постоянно беспокоится о своих друзьях: картофеле, горохе, тыкве. В пас мурную, холодную погоду он вызывает ветер, и тот мигом расталкивает на небе тучи. Когда однажды на огород напали гусеницы и «сельдерей повесил нос и у тыквы полосатой все внутри оборва лось», Подрастай обратился за по мощью к птицам. И снова «в огороде — тишина. Все уснули в огороде». А раз всем хорошо, то и Подрастай счастлив. Надев на плечи «свой зеленый пиджачок», «Под растай неслышно ходит, улыбается в усы. То в гнезде погладит птицу... То с листка стряхнет землицу и шепнет: — Расти, ма лыш!..» В сказке органично переплетаются фан тастическое и реальное. Когда внезапно случились заморозки, сказочного Подрастая и его огородных друзей выручили обыкновенные школьники, при этом напевая такую песню: Если ты запустишь грядки. Не прополешь, не польешь — Ни одной морковки сладкой В огороде не найдешьі Стихи Т. Белозерова настраивают душу юного читателя на волну сопережива ния — волну человеческой доброты. Этот настрой не могут нарушить слу чайные стихотворения, которых в сборни ке совсем не много. Например, есть неко торая недосказанность в стихотворении «Медвежата». Они «борются вдвоем, виз жат, дерутся», а когда устанут, «припадут к медведицыной шкуре и урчат, урчат, ур чат». Какие чувства должны испытывать медвежата? Наверное, далеко не безмя тежные, если они припадают к шкуре уби той матери. Но в стихотворении ни ма лейшего намека на беспокойство. В целом же стихи, собранные в книжке, отличают понимание детской психологии, ощущение внутреннего единства духовно го мира ребенка и удивительного мира родной природы. Н. КАРЛАГИН Владимир Балачан. Земной поклон. Сти хи. Омск, Омское кн. изд во, 1985. Новая книга стихов поэта является как бы итоговой, отчетной. В ней автор соб 174 рал под «одну крышу» стихи, выходив шие ранее в сборниках «Теплынь», «Доб рая погода», «Зерно к зерну», «Сенокос над кручей», «Своя дорога», «Горизонты любви». Открывает книгу маленькое, но емкое стихотворение — своеобразная «визитная карточка» поэта: Всегда с ребячьим удивленьем Ступаю утром на порог... А жизнь — как роле за деревней. А в поле — тысячи дорог. Они близки мне И ПОНЯТНЫ . ( Дороги через ковыли От сердца к полю и обратно — От поля к сердцу — пролегли. И мне не надо лучшей доли За горизонтами искать... А — жизнь прожить, И это поле И перейти, и распахать. Поле В. Балачана вплелось в его судь бу с первых стихотворных строк. И несет он образ своего единственного Поля, как и родную сибирскую землю, рядом с серд цем. Родина поэта — Бараба —дала ему многое, и самое главное из этого много го право на песню. Оно было выстра дано нелегким послевоенным детством, первой бороздой, первой недетской уста лостью, первым свиданием и, конечно же, первой любовью. Если к поэзии применительно, как к прозе, определение «деревенская», то все творчество В. Балачана проникнуто те мой деревни. И деревня для него — не просто географическое понятие: это, в пер вую очередь, неразрывная связь, как признается сам поэт, «меж землей и чело веком». В стихотворении «Прошли дожди» есть такие строки: Во всех пекарнях. В каждой русской печке Родится хлеб, Который мы едим. Трудно дается хлеб. Да и само слово «легкость» для балачанской поэзии непри емлемо. В дни покоса, по его утвержде нию, «...и песен в селе не поют — не поет ся»; в жаркие дни страды, когда «остыва ют трактора у полевого стана», тоже не до песен — идет хлеб. Известный советский критик Ал. Михай лов свое вступительное слово к сборнику В. Балачана назвал «Земное притяжение». Он пишет: «Владимир Балачан — поэт негромкого голоса, неспешного оглядыва ния и обдумывания жизни. Горизонты его музы обозначены где-то недалеко за околицей села, он не рвется' далеко, так как все окружающее поэта в радиусе ви димости и слышимости представляет не посредственный интерес, это все его забо ты, его думы, его судьба». Его заботы, его думы, его судьба... Это определение критика, на мой взгляд, под тверждается разделом «За горизонтом люди и земля», посвященным вечно неза тухающей памяти о войне. Уже сам беглый перечень стихотво рений этого раздела говорит за себя: «22 июня 1941 года», «Письмо», «Первая похоронка», «Было так в тяжелый год», «Беженцы», «Костыль». Эти и другие сти хи пронизаны ранимой памятью детства «о тяжелом, безрадостном времени»:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2